Одним из номинантов «Золотой маски» в категории «Балет» по сложившейся традиции
стал Театр балета Бориса Эйфмана. Балет «Онегин» претендует на звание «Лучший
спектакль», сам Эйфман представлен в номинации «Лучшая работа хореографа», а
исполнитель заглавной партии Олег Габышев — «Лучшая мужская роль».
Творчество Эйфмана на «Маске» любят безоговорочно и истово,
каждая новая его работа неизменно появляется на фестивале, номинируется сам
балетмейстер, номинируются исполнители. Мило и по-семейному — все довольны,
вопросов нет.
Вопросы возникают у тех, кто смотрит очередные «новинки»
балетмейстера. Вопрос первый — те, кто «отбирает» спектакли для фестиваля
никогда не видели предыдущих работ Бориса Яковлевича? По этому поводу вспоминается
театральная байка: несколько лет назад, когда Балет Эйфмана гастролировал в
Москве, в гримерку заглянул тогда еще артист кордебалета Большого, а ныне
довольно известный хореограф. Море восторга, все супер! На следующий день
пришел снова — опять восторг неофита. После третьего спектакля (а они каждый
день были разные), мальчик заходит уже как-то вяло и робко так спрашивает: «А у
вас все спектакли такие, что меняются только музыка, костюмы и декорации?».
Второй вопрос столь же риторический — каким уровнем
интеллекта, профессионализма и вкуса обладают люди, ставящие балеты Эйфмана в
одну номинацию с работами Ролана Пети, Джона Ноймайера и Алексея Ратманского?
Третьего вопроса — об исполнителях — быть не может. Артисты эйфмановского
театра всегда работают на износ и заслуживают не только всех номинаций, но и
всех призов.
Премьера нынешнего балета Бориса Эйфмана «Онегин» прошла в
прошлом году на сцене Александринского театра. В ту пору спектакль носил
название «Онегинъ. Online», что должно было сигнализировать о перенесении
пушкинской «энциклопедии русской жизни» в наше время и о том, что балетмейстер
держит руку на пульсе сегодняшней жизни. Сигнал не дошел, и твердый знак вместе
с привязкой к современности исчезли с афиш.
Из «online» «Онегин» переместился в «offline», что, впрочем,
неудивительно — постановщик балета и сам уже давно и хронически «не в сети».
Пик его творчества пришелся на 1970—80 годы, в 1990-е началась стагнация,
репутация держалась за счет уникальных танцовщиков-актеров, стоически выполнявших
неудобоваримые трюки, оправдывавших все «изыски» режиссуры — глубину и
пошлость, маразм и оргазм, и одухотворявших эйфмановский «театр масок».
Зенит творчества (или закат?) балетмейстер ознаменовал
завершением своей «балетной тетралогии», объединившей пластические прочтения
Достоевского, Толстого и Чехова. Завершение планировалось пышное — помимо
осовременивания героев из школьной хрестоматии, Эйфман щедро делится со
зрителем своим «открытием»: видео-арт занимает важное место в сценическом
решении спектакля. В остальном — все очень страстно, очень безлично и так, как
всегда.
Вновь умопомрачительный музыкальный коктейль «No name»,
ингредиентами которого на сей раз стали произведения Петра Чайковского и
Александра Ситковецкого («Автограф»). Снова световые красоты Глеба
Фильштинского, продемонстрированные много лет назад в тех же «Карениной»,
«Красной Жизели» и «Гамлете». И, конечно, вечная для балетмейстера «тема
круга». Похоже, что сам Эйфман ходит по этому заколдованному кругу и уже
никогда не сможет выйти за рамки созданных им балетов.
Относительно свеженькой выглядит лишь декорация Зиновия
Марголина — графичная линия электропередач. Но кому нужна внешняя свежесть,
если все протухло внутри? Когда-то бойкая режиссерская мысль Эйфмана
климактерически буксует в «Онегине». Единственный оригинальный ход режиссера и
сценариста — объяснение поведения Онегина его любовью к Ленскому и отказом
Ленского — чахнет и погибает ничем не подкрепленный, а затем и девальвируется
внезапным превращением Онегина в гетеросексуала.
После ухода легендарных эйфмановских звезд сегодняшний
состав солистов столь же самоотверженно борется с хитросплетениями головоломной
хореографии, но вот того, прежнего эффекта уже не получается — либо «жемчуг
мелковат», либо «щи жидкие». Довольно бесцветный Онегин Олега Габышева
традиционно и бесцельно мечется, на сей раз — в поисках собственной сексуальной
ориентации. Гибкий и выразительный Дмитрий Фишер в роли Ленского страстно
обнимается с гитарой и старательно изображает зомби. Генерал Сергея Волобуева
убедителен и брутален как в сцене путча, так и на балу олигархов. Татьяна
Анастасии Ситниковой и Ольга Натальи Поворознюк как обычно сладострастно
раздвигают ноги на завалинке в ожидании кавалеров.
Все как обычно, гастроли прошли успешно, ждем награждения
лауреатов. Но не покидает ощущение, что в offline ушел не только Борис Эйфман,
но, вместе с ним и администрация «Золотой маски», представляющая в Москве столь
сомнительные «новинки».
Борис Тарасов Фото - Алексей Бражников
|