Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Балет

Как «Online» превратился в «Offline»

Одним из номинантов «Золотой маски»  в категории «Балет» по сложившейся традиции стал Театр балета Бориса Эйфмана. Балет «Онегин» претендует на звание «Лучший спектакль», сам Эйфман представлен в номинации «Лучшая работа хореографа», а исполнитель заглавной партии Олег Габышев — «Лучшая мужская роль».

Творчество Эйфмана на «Маске» любят безоговорочно и истово, каждая новая его работа неизменно появляется на фестивале, номинируется сам балетмейстер, номинируются исполнители. Мило и по-семейному — все довольны, вопросов нет.

Вопросы возникают у тех, кто смотрит очередные «новинки» балетмейстера. Вопрос первый — те, кто «отбирает» спектакли для фестиваля никогда не видели предыдущих работ Бориса Яковлевича? По этому поводу вспоминается театральная байка: несколько лет назад, когда Балет Эйфмана гастролировал в Москве, в гримерку заглянул тогда еще артист кордебалета Большого, а ныне довольно известный хореограф. Море восторга, все супер! На следующий день пришел снова — опять восторг неофита. После третьего спектакля (а они каждый день были разные), мальчик заходит уже как-то вяло и робко так спрашивает: «А у вас все спектакли такие, что меняются только музыка, костюмы и декорации?».

Второй вопрос столь же риторический — каким уровнем интеллекта, профессионализма и вкуса обладают люди, ставящие балеты Эйфмана в одну номинацию с работами Ролана Пети, Джона Ноймайера и Алексея Ратманского? Третьего вопроса — об исполнителях — быть не может. Артисты эйфмановского театра всегда работают на износ и заслуживают не только всех номинаций, но и всех призов.

Премьера нынешнего балета Бориса Эйфмана «Онегин» прошла в прошлом году на сцене Александринского театра. В ту пору спектакль носил название «Онегинъ. Online», что должно было сигнализировать о перенесении пушкинской «энциклопедии русской жизни» в наше время и о том, что балетмейстер держит руку на пульсе сегодняшней жизни. Сигнал не дошел, и твердый знак вместе с привязкой к современности исчезли с афиш.

Из «online» «Онегин» переместился в «offline», что, впрочем, неудивительно — постановщик балета и сам уже давно и хронически «не в сети». Пик его творчества пришелся на 1970—80 годы, в 1990-е началась стагнация, репутация держалась за счет уникальных танцовщиков-актеров, стоически выполнявших неудобоваримые трюки, оправдывавших все «изыски» режиссуры — глубину и пошлость, маразм и оргазм, и одухотворявших эйфмановский «театр масок».

Зенит творчества (или закат?) балетмейстер ознаменовал завершением своей «балетной тетралогии», объединившей пластические прочтения Достоевского, Толстого и Чехова. Завершение планировалось пышное — помимо осовременивания героев из школьной хрестоматии, Эйфман щедро делится со зрителем своим «открытием»: видео-арт занимает важное место в сценическом решении спектакля. В остальном — все очень страстно, очень безлично и так, как всегда.

Вновь умопомрачительный музыкальный коктейль «No name», ингредиентами которого на сей раз стали произведения Петра Чайковского и Александра Ситковецкого («Автограф»). Снова световые красоты Глеба Фильштинского, продемонстрированные много лет назад в тех же «Карениной», «Красной Жизели» и «Гамлете». И, конечно, вечная для балетмейстера «тема круга». Похоже, что сам Эйфман ходит по этому заколдованному кругу и уже никогда не сможет выйти за рамки созданных им балетов.

Относительно свеженькой выглядит лишь декорация Зиновия Марголина — графичная линия электропередач. Но кому нужна внешняя свежесть, если все протухло внутри? Когда-то бойкая режиссерская мысль Эйфмана климактерически буксует в «Онегине». Единственный оригинальный ход режиссера и сценариста — объяснение поведения Онегина его любовью к Ленскому и отказом Ленского — чахнет и погибает ничем не подкрепленный, а затем и девальвируется внезапным превращением Онегина в гетеросексуала.

После ухода легендарных эйфмановских звезд сегодняшний состав солистов столь же самоотверженно борется с хитросплетениями головоломной хореографии, но вот того, прежнего эффекта уже не получается — либо «жемчуг мелковат», либо «щи жидкие». Довольно бесцветный Онегин Олега Габышева традиционно и бесцельно мечется, на сей раз — в поисках собственной сексуальной ориентации. Гибкий и выразительный Дмитрий Фишер в роли Ленского страстно обнимается с гитарой и старательно изображает зомби. Генерал Сергея Волобуева убедителен и брутален как в сцене путча, так и на балу олигархов. Татьяна Анастасии Ситниковой и Ольга Натальи Поворознюк как обычно сладострастно раздвигают ноги на завалинке в ожидании кавалеров.

Все как обычно, гастроли прошли успешно, ждем награждения лауреатов. Но не покидает ощущение, что в offline ушел не только Борис Эйфман, но, вместе с ним и администрация «Золотой маски», представляющая в Москве столь сомнительные «новинки».

 

Борис Тарасов

Фото - Алексей Бражников

Категория: Балет | Добавил: bonny (15.04.2010)
Просмотров: 1570

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика