|
Как создавалась легенда. Тайна Галины УлановойФрагмент из книги:«Советское правительство создало должность «лучшая балерина мира» и назначило на неё Галю…» Впервые за рубежом Галина Сергеевна выступала в Вене на сцене Бург-театра и в Бадене на сцене Оперного театра в июле и августе 1945 года. Танцевала в сборных концертах свои «коронные» номера: седьмой вальс из «Шопенианы» и «Лебедя», ставшего в её исполнении «Умирающим», а также «Ноктюрн» на музыку Шумана и Шопена, «Элегию» Рахманинова, «Грёзы любви» («Либестраум») Листа и «Вальс» Рубинштейна. Её партнером был Владимир Преображенский. На одном из концертов в Вене присутствовал гениальный Вацлав Нижинский, к тому времени почти тридцать лет пребывавший «по ту сторону» сознания. Вот как вспоминал эту встречу Преображенский: «Когда великий русский танцовщик, погибавший вдали от родины, увидел, как Уланова танцует фрагмент «Шопенианы», в его больном, сумеречном сознании произошло просветление. Он пришел к нам за кулисы, чтобы выразить свое удивление, восторг и признательность за то, что «русские, оказывается, знают, помнят и сохраняют в таком божественном виде все то, что для меня и Павловой ставил Фокин…». Уточним, что «погибал» Нижинский вовсе не по причине тоски по родине, а «просветления» у него случались не только от танца Улановой. Сама Галина Сергеевна говорила, что Нижинский произвел на неё впечатление вполне здорового человека. В 1949 году Галина Сергеевна гастролировала в Венгрии и Чехословакии — Будапешт, Сегед, Дебрецен, Братислава, Острава, Прага. В октябре того же года выступала в Италии — в Риме, Неаполе и Турине, где танцевала «Умирающего лебедя» и «Русскую» на музыку Чайковского. В мае 1951 года — вновь Италия, выступления во Флоренции в дни фестиваля «Музыкальный май» и концерты в Милане и Венеции. В конце 1952 года два месяца гастролировала в Китае — Пекин, Ханджоу, Кантон, Шанхай. Триумфа не было, а в театре говорили, что больше танцевать Уланова не будет. Только в 1954 году в соответствующем репертуаре и при соответствующей рекламно-разъяснительной работе советских СМИ, икона советского балета получила должный оклад. Но об этом чуть позже. Сейчас мне хотелось бы остановиться на том, что советские апологеты балерины Улановой описывают как победу «вчистую»: пришёл — увидел — победил. Все мы читали, какие восторженные слова написаны об открытии Берлином и Лондоном Галины Улановой, сравниваемым с открытием Парижем «Русских балетов Дягилева». Но не нужно забывать о том, какая огромная предварительная работа велась перед тем и другим «открытиями». До сих пор некоторые несведущие «балетоведы», не знающие истории собственной страны, отрицают, что уже в годы сталинизма существовали PR-технологии, что советские средства массовой информации вели огромную пропагандистскую работу не только на территории СССР, но и, прежде всего, создавали положительный имидж нашей страны на Западе. И немалую роль здесь играли представители «свободных», творческих профессий — музыканты, артисты балета и оперы, те, чье искусство не требовало перевода. Сразу после войны стала очевидна необходимость создания «культурных мостов» с государствами-союзниками и с ново обретёнными «странами социалистического лагеря». Даже сладкоречивый биограф Галины Сергеевны Борис Львов-Анохин в своё время признавал, что «легенда о великой балерине донеслась до Лондона и Парижа гораздо раньше, чем она вышла на сцену «Гранд-Опера» и «Ковент-Гарден». И что же делать с утверждением английского театроведа Мери Кларк, писавшей о гастролях Улановой в Англии: «…она должна была показать себя на уровне той легенды, которая пришла раньше её,— легенды, которая создавалась и ширилась в Лондоне чуть ли не в течение двадцати лет»? И зачем тогда перед первыми гастролями Большого театра в Америке «The New-York Times» утверждала: «Слава Улановой опередила её приезд — имя балерины уже давно было окружено легендой»? Так как же создавалась эта легенда, перешагнувшая государственные границы в годы сталинского террора? Уже в наше время балетный критик Юлия Яковлева констатировала: «Как никто из советских балерин своей эпохи, Уланова была выставлена напоказ: в статьях, монографиях, мемуарах, на снимках, кинопленках, в устных преданиях». Так ли это? Давайте посмотрим. В 1945 году в Москве в популярной серии «Мастера советского искусства» была издана брошюра известного театроведа Владимира Потапова (Голубова) «Г.С. Уланова». Тираж брошюры — пятьдесят тысяч экземпляров. Автор продолжил разрабатывать эту тему, и в 1948 году в Ленинграде тиражом десять тысяч экземпляров выходит его книга «Танец Галины Улановой». Открытки с изображениями балерины начиная с 1930-х годов продаются и вовсе несусветными тиражами — от десяти до двухсот тысяч. В 1946 году издана книга Магдалины Сизовой о детстве Улановой «История одной девочки». По словам хорошо знавшей Уланову в последние годы жизни Галины Карташёвой, предыстория такова — «Однажды Галина Сергеевна долго болела. К ней приходили многие знакомые и даже иногда незнакомые поклонники и поклонницы. Среди них была и Сизова. Галина Сергеевна рассказывала ей о своем детстве. Спустя некоторое время Сизова попросила разрешения написать об этом. Уланова, не думая, что из этого может что-нибудь выйти, разрешила. Когда же книга была написана и Галина Сергеевна прочла рукопись, она ей так понравилась, что Уланова позволила опубликовать её». От себя добавлю — книга переиздавалась три раза — помимо 1946 еще в 1959 (тиражом сто тысяч экземпляров) и 1963 годах. В 1949 году в Москве тиражом десять тысяч экземпляров вышла иллюстрированная книга другого крупного искусствоведа Валериана Богданова-Березовского «Галина Сергеевна Уланова». Затем её перевели на английский и под названием «Galina Ulanova and the Development of the Soviet Ballet» в 1952 году издали в Лондоне. Второе, исправленное и дополненное издание, увидело свет в 1961 году, а тираж увеличился до пятидесяти тысяч экземпляров. В 1950 году Всероссийское театральное общество выпускает миниатюрный буклет из десяти фото «Народная артистка СССР Г. Уланова». 1953 год ознаменован выходом под маркой Большого театра и Государственного издательства «Искусство» брошюры «Галина Сергеевна Уланова», автор которой не указан. Тираж вновь — десять тысяч экземпляров. А уже в 1954 году за описание творчества Галины Сергеевны взялся известный режиссёр и театровед Борис Львов-Анохин, его первый труд на эту тему назывался «Уланова. К 25-летию творческой деятельности» (тираж десять тысяч экземпляров). Через год он дополнил книгу, и её перевели на английский язык, специально к гастролям Большого театра в Лондоне, где она и вышла в 1956 году под непритязательным названием «Galina Ulanova». В 1958 году в Москве был издан новый труд Львова-Анохина, но уже с более серьёзным заголовком — «Лауреат Ленинской премии Галина Уланова» и с более серьёзным тиражом — девяносто четыре тысячи экземпляров. Забегая вперед, скажу — при очень хорошем отношении к Борису Александровичу Львову-Анохину, нельзя не отметить, что творчество Улановой стало для него просто «золотой жилой». В 1970 году тиражом пятьдесят тысяч экземпляров он издаёт новую версию «Галины Улановой», в 1984 выходит второе издание, тоже пятьдесят тысяч. А статьи Львова-Анохина о балерине в газетах и журналах исчисляются десятками. В том же 1954 году, в № 3 журнала «Новый мир» была опубликована статья Улановой «Школа балерины». Уже в мае 1955 года подписана в печать книга с тем же названием. Небольшая журнальная статья была переведена на несколько языков (в том числе английский, немецкий, испанский), дополнена двадцатью двумя фотографиями и выпущена в свет. Как вы, конечно, понимаете, предназначалось это издание отнюдь не для советского читателя. Все эти цифры я привожу не случайно, а чтобы стал ясен масштаб того, что сейчас называется PR-компанией. Для сравнения: книга Агриппины Вагановой «Основы классического танца», ставшая библией для всего балетного мира, в 1934 году была издана тиражом три тысячи двести пятьдесят экземпляров; монография того же Валериана Богданова-Березовского о Вагановой — пять тысяч экземпляров. Но как известно, в СССР «важнейшим из искусств является кино», и оно также не оставило своим вниманием «белого лебедя советского балета». И как это ни покажется странным несведущим «знатокам» истории, фильмы с участием Улановой не ограничивались прокатом в Советском Союзе, они экспортировались, и не только в страны соцлагеря, но и на «загнивающий Запад», причем, задолго до такого триумфального и «неожиданного открытия» мировым сообществом балерины Улановой. В 1941 году на экраны СССР вышел «Кино-концерт», в котором Галина Сергеевна танцевала «Умирающего лебедя». 5 ноября 1943 в столице Соединенных Штатов Америки Нью-Йорке состоялась мировая премьера этого фильма под названием «Leningrad Concert Hall». В том же году кинокартина была показана в Великобритании под названием «Russian Salad». Первый художественный фильм, в котором снялась Уланова, назывался «Солистка балета», его режиссёром был Александр Ивановский. Кинокартина рассказывала о любви молодой артистки балета и начинающего оперного певца. Уланова в роли прима-балерины Синельниковой танцевала с Владимиром Преображенским адажио из «Лебединого озера». Фильм вышел на экраны страны 28 апреля 1947 года. Мировая премьера этого кинофильма под названием «Russian Ballerina» состоялась 10 сентября 1947 года в Нью-Йорке, 16 сентября стартовал прокат в Германии, 30 января 1948 года — в Финляндии, 8 июня — в Японии и 2 июля 1948 года — в Австрии. 21 марта 1952 года на экраны Советского Союза вышел кинофильм «Большой концерт». Его сняла известный режиссёр Вера Строева, позже экранизировавшая несколько оперных постановок Большого театра. Это был роскошный фильм-концерт, имевший незамысловатую сюжетную канву: «В Москву на спектакль Большого театра приезжают колхозники. После спектакля благодарные зрители приглашают артистов театра на празднование двадцатилетнего юбилея колхоза «Победа». На празднике почётных гостей восхищает пение молодых колхозников Званцевой и Уфимцева. Осенью они поступают в Московскую консерваторию…». Здесь был занят весь цвет Большого театра: Валерия Барсова, Ксения Дзержинская, Иван Козловский, Ольга Лепешинская, Максим Михайлов, Александр Пирогов, Марк Рейзен, Михаил Габович, Вера Давыдова, Мария Максакова, Марина Семенова, Сергей Корень, Юрий Кондратов, Майя Плисецкая, Владимир Преображенский, Александр Лапаури, Александр Огнивцев и многие другие. Галина Уланова танцевала в фильме фрагменты из «Ромео и Джульетты». Молодых колхозниц играли совсем юные тогда Вера Васильева и Людмила Шагалова. И этот «шедевр социалистического реализма» тут же был экспортирован: 21 марта 1952 года премьера в Финляндии, 30 августа — в США, 1 декабря — в Швеции, 17 декабря — в Дании, а 1 августа 1953 года — в Японии. Кинофильм «Концерт мастеров искусств» вышел на экраны страны 23 сентября 1952 года. Картину, состоящую из отдельных концертных номеров различных жанров, где снимались выдающиеся коллективы и мастера искусств Москвы и Ленинграда, сняли режиссёры Александр Ивановский и Герберт Раппапорт. Уланова танцевала здесь фрагменты из «Шопенианы» и «Бахчисарайского фонтана». В Финляндии фильм был выпущен в прокат 20 февраля 1953 года, в США — 28 февраля 1953 года. Премьера фильма «Мастера русского балета» в СССР состоялась 9 февраля 1954 года. Режиссёром его был Герберт Раппапорт, сценаристом — Константин Сергеев. В картину вошли фрагменты из балетов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа». Уланова танцевала Одетту и Марию. Уже 16 апреля прошла премьера в Финляндии, 9 сентября — в США, 1 ноября — в Швеции, а 30 мая 1955 — в Дании. Фильм получил специальную Большую премию на Неделе европейских фильмов в Парагвае-54, и был номинантом Международного кинофестиваля в Каннах. 25 марта 1955 года на экраны СССР вышел кинофильм «Ромео и Джульетта» — экранизация одноименного балета с Улановой в заглавной роли. Леонид Лавровский принимал участие в создании фильма как сценарист, кинорежиссёром стал Лев Арнштам. Премьера в Финляндии — 20 мая 1955, в Германской демократической республике — 4 ноября, в Швеции — 5 декабря. 2 апреля 1956 года премьера в США, 19 октября 1956 — в Дании, 16 февраля 1957 года — в Федеративной республике Германии. В 1955 году фильм был показан на Международном кинофестивале в Каннах и удостоен Специального приза «За кинематографическую интерпретацию балета и выдающееся мастерство Галины Улановой». В этом же году он получил диплом на Международном кинофестивале в Дурбане. Спустя два года, в 1957, в Бразилии на Третьем фестивале классического, народного и современного танца этот фильм получил высшую награду. А в 1958 году Уланова снялась в документальном видовом фильме «Волшебное зеркало», который сняли Иван Аксенчук, Виктор Комиссаржевский и Леонид Кристи. В мировом прокате фильм назывался «The Enchanted Mirror». Скажите, как после этого можно говорить о том, что «Запад не знал Уланову»? В мае 1954 году смешанная группа артистов балета Большого и Кировского театров впервые должна была выступить за рубежом — на сцене Опера де Пари. Сейчас трудно даже вообразить себе эту поездку. Буклет к парижским гастролям был похож на книгу по истории советского балета — Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Раиса Стручкова, Константин Сергеев, Владимир Преображенский, Александр Лапаури, Борис Шавров, Юрий Жданов, Борис Брегвадзе, Нина Анисимова, Инна Зубковская, Ольга Моисеева, Аскольд Макаров… А также Нинель Кургапкина и Ирина Колпакова в «маленьких лебедях»! А какие программы! Лучшее из классического наследия, самое массовое и экзотическое из «золотого фонда советского балета» — три балета Чайковского, «Раймонда», акты из «Ромео и Джульетты», «Лауренсии», «Бахчисарайского фонтана», «Медного всадника», «Золушки», «Шурале», «Гаяне» и дивертисмент. Париж стонал в предвкушении. Но состоялась только одна генеральная репетиция, на которой присутствовали труппа Опера де Пари, критики и репортеры. Репетиция шла в рабочих костюмах, без нужного света, без гримов. Уланова появилась в третьем акте «Ромео и Джульетты» и в Седьмом вальсе из «Шопенианы». Как она вспоминала позже: «Началась «Холодная Война». Огромным разочарованием стал срыв месячных гастролей Большого Театра в Париже. Из этих планов ничего не вышло! В «Гранд Опера» состоялась только единственная репетиция, и срочно пришлось уехать домой в СССР. Я танцевала в третьем акте «Ромео и Джульетты» и в самостоятельном отрывке из «Шопенианы». Мне удалось вскоре вычитать рецензию на свою «репетицию» в Париже от француженки Ирен Лидовой: «Ноги Галины Улановой совершенны, ступня очень маленькая, руки мягкие и выразительные. Она чуть сутулится. И, только, этот едва заметный дефект нарушает совершенную гармонию чистых линий ее тела. Её кожа бела, как слоновая кость, лицо её бледно, с выступающими скулами и маленькими миндалевидными глазками...». Я смеялась над этой статьёй целый год. Юмор отменный...». Эти гастроли закончились драматически — изгнанием из страны из-за решения премьер-министра Франции Ланьеля запретить премьеру гала-концерта. В самом театре тоже было неуютно — обострилась борьба профсоюзов и администрации. 15 мая группа срочно выехала в Германскую Демократическую Республику, где успели организовать широкую рекламную компанию. Конечно, в Берлине инцидентов не было, было только ликование трудовых масс, торжественные возложения венков к памятникам советско-германской дружбы и усечённая парижская программа, показанная на сцене самого большого варьете Европы «Фридрихштаадтпаласт». Любопытный вывод из выступлений советских артистов сделал один из рецензентов гастролей, доктор Гергард Штейнер: «Галина Уланова доказывает, что подлинное искусство состоит в отбрасывании лишнего, в величайшей экономии художественных средств». А немецкий писатель Вальтер Поллачек отмечал в исполнении Улановой перерождение лирической миниатюры Михаила Фокина в героическую, что, очевидно, соответствовало «духу времени»: «Галина Уланова исполняет также «Умирающего лебедя». Это был знаменитый танец Анны Павловой. Кажется, еще видишь её перед собой — эти волнообразные движения рук, тихое угасание, умирание красоты. Ничего сравнимого с этим мы не видели ни раньше, ни позже. А теперь мы видим Уланову, и многое в ней сходно, но всё и совершенно иное! Ее руки, полные чувства и выражения, передают нежные, трепетные удары крыльев, трогательное возмущение: здесь умирание — борьба. Умирающий лебедь Павловой покорно скользил в ничто, умирающий лебедь Улановой борется за жизнь и побеждает в самой смерти». Об этом же писал двумя годами позже и Арнольд Хаскелл во время английских гастролей Большого театра: «Чудесная Уланова сумела показать глубину и драматизм. Её «Умирающий лебедь» отличается по концепции от лебедя Павловой. Это героический лебедь, торжествующий даже в смерти»... страниц: 283, иллюстрации формат: 70Х090/16 ISBN: 978-5-222-17707-5 Книгу можно купить: в Москве: в Магазине "Москва", Московском Доме Книги на Арбате, магазине "Библио-глобус", Доме книги "Молодая гвардия" |
|