Композитор и музыкант Горан Брегович, прославившийся музыкой
к фильмам Эмира Кустурицы и к «Королеве Марго» Патриса Шеро, уже который год
колесит по всему миру со своим «Свадебно-похоронным оркестром». Безудержный
цыганский мелос, напевы балканских славян и рок-ритмика, пропущенные через
призму восприятия композитора, покорили и Россию. Перед концертами в Москве, за
кулисами Форум Холла, в маленькой белой гримерной, прикуривая одну сигарету за
другой, Брегович говорил о жизни, о музыке и о себе.
— Горан, Ваша музыка
— это музыка для души или музыка для денег?
— Сегодня мы живем в таком мире, что даже если ты любишь
бога, тебе все равно нужны деньги. Но есть и положительная сторона — хорошая
музыка в наши дни хорошо оплачивается. На самом деле, довольно трудно найти
действительно качественное искусство, которое плохо оплачивается. Мне очень
странно слышать, когда кто-то, кто действительно талантлив, неизвестен широкой
публике. Я думаю, что делаю достаточно классную музыку для того, чтобы хорошо
зарабатывать. Тот же Стравинский был очень богат, потому что был очень
талантлив и писал хорошую музыку.
— Музыка для
кинематографа, чем она отличается от Вашей обычной музыки?
— Она значительно
короче — ее просто подгоняют под нужды кино. Вообще, кино — это единый живой
организм, и когда ты накладываешь на него музыку, он как живое существо либо
отторгает ее, либо принимает в себя. С хорошими фильмами это просто, правда,
сегодня не так уж много хороших фильмов. В любом случае настоящее кино всегда
подает тебе знак, принимает оно твое творение или нет.
— Горан, у Вас
никогда не возникало желания написать музыку для детского кино, мультфильмов,
может быть для ваших детей? Да, кстати, они слушают Вашу музыку?
— Конечно, я бы не прочь написать что-нибудь для рисованного
кино. Моя старшая дочка иногда слушает то, что я пишу, — наверное, потому, что
многие ее друзья и учителя, как это ни смешно, мои поклонники. Я же не совсем
обычный отец, вы понимаете.
—
Однажды в интервью вы сказали, что альбом «Музыка для свадеб и похорон» — это
саундтрек к фильму, которого нет. С тех пор что-то изменилось? Вы не решили еще
снять этот фильм?
— Есть люди, у которых фильм в голове, а я — композитор.
Этот мой диск распространился по всему миру, и я уверен, что есть кто-то, у
кого уже сложился в голове подобный фильм. А вот мой последний альбом «Кармен
со счастливым концом Горана Бреговича» — это действительно саундтрек к фильму,
который я сниму в следующем году. Просто у меня пока не было возможности это
сделать.
— И
вы будете сами его снимать?
— Да, режиссером буду тоже я.
— Как я понимаю,
сегодня Вы с чужим кино завязали?
— Я писал музыку к нескольким картинам, и все они, на мой
взгляд, были хорошим кино. Но писать музыку к фильмам и дальше? Знаете, я,
наверное, просто не захотел всю жизнь быть киношным композитором. Меня уже не
очень интересует кино, а кино, материализовавшееся в коммерческий продукт, уже
не нуждается в хороших композиторах.
— Горан, а почему Вы, в свое время, ушли из рок-музыки?
— Знаете, рок не
существует в чистом виде, ему всегда нужен эффектный антураж, скандальные
истории. Кроме того, наш рок, рок-музыка Bijelo Dugme, хотя и использовал
народные мотивы, наряжался в западные одежды. Их до сих пор носит вся
провинциальная музыка: югославская ли, русская ли, и поэтому для меня вся она
большая или меньшая дрянь.
— Вы как-то сказали, что еще десятилетие тому назад ваша
музыка была адресована только жителям Балкан. Сегодня ее понимают и принимают
практически во всем мире. Что так изменилось: Вы, Ваша музыка или мир?
— Конечно, мир — он и вправду здорово изменился. Люди
оказались не ограниченными репертуаром MTV.
Выяснилось, что им интересна и современная музыка. И что такие композиторы, как
я, и даже более необычные, чем я, имеют свою аудиторию. Я ведь никогда не был
на телевидении, не снял ни единого клипа. Я просто прямая противоположность
современной музыкальной индустрии — парень, который сделал себя сам. Все, что я
делаю, родом из прежних времен, далеких времен. Но мои записи слушают и в
Корее, и в Новой Зеландии, и на островах, и в Украине — значит, в них что-то
есть. Это не тешит мое эго, не подумайте. Я радуюсь тому, что мир не столь
оболванен, как это выглядит по телевизору. Имидж, созданный ТВ, не так
однозначен и реален, вот что здорово! Мир гораздо более искренний и красивый,
чем они это показывают нам.
— Расскажите,
пожалуйста, о ваших музыкантах. Кто они и откуда?
— Мы играем вместе уже более девяти лет и даем от ста до ста
пятидесяти концертов в год. Так что видимся друг с другом чаще даже, чем с
нашими семьями. Поэтому музыканты мне в большей степени семья, чем мои
родственники. В моем оркестре играют очень разные люди — и те, кто имеет высшее
музыкальное образование, и те, кто действительно раньше просто выступал на
свадьбах и похоронах. Думаю именно потому, что они такие разные, им весело
вместе играть хорошую музыку.
—
Почему вы, профессиональный музыкант и композитор, обратились к народным
исполнителям?
— Конечно, мы возвращаемся к истокам. Мы все работаем с
ними, вся современная музыка основывается на этом. Просто, например,
американская музыка имеет одни истоки, а наша — другие. Поэтому мы так от них
отличаемся. Видите ли, я уже не молод. И если посмотреть, многие крупные
музыканты — Эрик Клэптон, Марк Нопфлер, Джон Леннон — с возрастом понимали, что
гораздо интереснее играть с музыкантами, которые исполняют традиционную музыку.
И те, с кем я работаю сейчас — это настоящие аутентичные музыканты, которые
исполняют настоящую этническую музыку. Все происходит так, как и должно
происходить.
— Горан, в своем
творчестве Вы часто совмещаете практически несовместимые вещи. Как это
происходит?
— Я никогда не имел
серьезного классического образования. И быстро стал использовать тот факт, что
незнание того, как делать правильно, — это своего рода тоже знание. То, что я
знаю мало, дает мне свободу, потому что школа — своеобразная опасность,
особенно для композиторов. Мне комфортно с музыкой именно потому, что я не
получил систематического образования, и мне неведомо, как писать музыку по всем
канонам. На меня не давят чьи-либо авторитеты, поэтому мне просто — я их
практически не знаю. Вот и позволяю себе двигаться от одного направления к
другому, использовать разные приемы и не задумываться над этим. Просто меня не
беспокоят правила. Я их разрушаю не потому, что хочу разрушить, а потому, что
мне так удобно. Но это не значит, что я против музыкальных школ. Знаете, в
странах вроде Вашей, в Польше, например, у меня постоянно возникало ощущение,
что все мои слушатели гораздо больше разбираются в музыке, чем я. Что они могут
петь и играть гораздо профессиональнее меня. Это забавное чувство.
— В одном из своих интервью Вы сказали,
что Вы — современный ди-джей. Что Вы имели в виду?
— Сейчас 90 процентов музыкантов создает музыку на компьютере. Это не
просто часть какой-то совершенной электроники. Это — действительно очень
полезная вещь. Я не играю электронную музыку, но без компьютера мне было бы
трудно записывать свою музыку, пока я путешествую. А на сцене во время
выступлений у меня есть компьютерная установка и когда я нажимаю на
определенные клавиши, могу воспроизвести все сессии, которые мы играли в наших
путешествиях. Думаю, что неразумно не использовать сейчас современные
технологии.
— Вы не поклонник технологичных
выступлений? И не используете электронную технику вроде синтезаторов?
— Нет-нет, я
действительно широко использую современные технологии, но не использую неживую
музыку, неживые, мертвые тембры. Скорее, техника помогает мне компилировать
звучание, обрабатывать его, но не заменять электронными тембрами.
— Вы
не впервые в России. Что вам тут нравится?
— Трудно сказать, может быть, потому, что у вас такая
богатая история, может потому, что у вас самые красивые женщины… Я очень рад,
что у меня так много поклонников в России. Считаю, что у вас богатейшая
музыкальная культура, наша гораздо меньше, скромнее. Я всегда удивлялся, что
среди моих слушателей встречаются люди, которые знают музыку гораздо лучше, чем
я. Не знаю, почему это так, и именно в России, но даже маленькие
девочки-балерины знают мои мелодии. Для меня, конечно, очень важно, что здесь
так ценят мое творчество.
—
Горан, вы много работали с приглашенными звездами — Игги Попом, Офрой Хаза,
Сезарией Эвора, Джорджем Даларасом, Сезен Аксу, Кайей. Не было желания
поработать с русскими музыкантами?
— Это не совсем зависит от меня. Обычно сначала что-то
происходит между исполнителями, а потом рождается музыка. К тому же, к
сожалению, я на очень короткое время приезжаю в Россию. Но я, действительно,
очень бы этого хотел. Приехать сюда, пожить, походить по городу. И еще, я очень
надеюсь, что когда-нибудь на свадьбах в России тоже будут играть мои песни.
— Горан, а что для вас Дом? Где он и какой?
— Когда испытал так много, увидел ужасы войны, понимаешь,
что дом — это не единица политическая или географическая. Это только
эмоциональная территория. Я живу в Париже, но я не могу там работать. Я работаю
только в Белграде. Это не рационально, но я могу только так.
—
Чего бы вы больше всего хотели сейчас, в данный момент?
— Я хотел бы скорее закончить все эти разговоры, пойти на
сцену и поиграть с моими музыкантами, а потом выпить с ними хорошего вина. Нам
действительно вместе очень забавно и приятно играть.
Именно так он и сделал, причем вино начали пить еще на сцене. Создавалось
впечатление, что Горану и его музыкантам, правда, очень хорошо вместе. А
концерты в Москве прошли с аншлагами и были одними из лучших. В нашей жизни.
Надеюсь, что и в его.
Бокс:
Родился композитор в
Сараево 22 марта 1950 года в семье сербки и хорвата. Музыкальное образование
получил в городской консерватории, где, без большого энтузиазма, играл на
скрипке. В 16 лет Горан создал свою первую рок-группу Bestije, где играл на
бас-гитаре. Вторым его проектом стало трио Mica, Goran and Zoran, созданное в
1971 году. Через несколько лет трио распалось, и Брегович создал группу Bijelo
Dugme.
В середине 70-х Горан
знакомится с начинающим кинорежиссером Эмиром Кустурицей, который тоже играл в
панк-рок-группе. Отношения, сложившиеся у них, не ограничивались
профессиональным сотрудничеством — с первых дней это была истинная дружба. Они
вместе делали первые шаги, вместе напились в первый раз, но главным, что их
связывало, была любовь к рок-музыке.
Время публично
выражать свою неудовлетворенность политическим режимом прошло, и друзья решили
получить высшее образование. Кустурица ухал в Чехословакию, чтобы учиться в
Пражской киношколе. Горан продолжал изучение философии и социологии, в то же
время выступая с группой Bijelo Dugme — за пятнадцать лет, во время которых
группа совершала бесконечные туры, Брегович стал идолом для молодежи страны.
От этого образа он
освободился только в конце 80-х, записав музыку к кинофильму «Время Цыган»
Эмира Кустурицы и переехав в Париж. Вскоре Горан женился на боснийской девушке.
Рожденные в одно время, жившие в одной стране, сталкивавшиеся с одними
проблемами, Горан Брегович и Эмир Кустурица образовали союз, в котором понимали
друг друга без слов. Следующим результатом их сотрудничества стал сенсационный
фильм «Мечта Аризоны», поразивший лиричностью и творческой силой его
создателей.
В 1994 году Брегович
получает Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале за музыку к фильму
«Королева Марго» Патриса Шеро. В 1995 году композитор во второй раз
удостаивается Золотой пальмовой ветви, но уже за музыку к кинофильму Кустурицы
«Подполье».
С 1985 года — с тех пор, как Брегович перестал играть в рок-группах, —
его музыка не исполнялась вживую. Лишь ряд концертов в Греции и Швеции летом
1995-го, в которых Горан выступал с «The Weddings & Funerals Band»
(«Свадебно-похоронным оркестром»): группой из десяти музыкантов, играющих на
традиционных инструментах в сопровождении хора и симфонического оркестра,
изменил эту ситуацию. Затем в том же составе музыканты играли во всем мире.
Техногид, ноябрь
2006
Источник: http://www.tehnogid.ru/archive/lifestyle/bregovic/?PHPSESSID=6e468cbadb1f30e8d9b58eccaa0047ca |