Волочкова всегда первая — с отличием окончила Академию русского балета имени А.Я. Вагановой, еще ученицей выступила на легендарной сцене Мариинки в заветной партии Одетты-Одиллии, первой из классических исполнителей стала работать по западным стандартам и завела собственный менеджмент, первой из отечественных балерин сняла видеоклип, первой станцевала на 9-ом месяце беременности. Первой выпустила собственную DVD-коллекцию — «Анастасия Волочкова. Антология». А в сентябре встала на коньки и участвует в телевизионном ледовом шоу. Тоже — первая.
А недавно Анастасия Волочкова вновь появилась на московской сцене — в середине октября она станцевала партию Медоры в премьере спектакля «Корсар» в «Кремлевском балете». Свою версию старинного блокбастера на самую большую сцену страны перенес великий и могучий Юрий Григорович. В последние годы Анастасия Волочкова — официально признанная муза балетмейстера, и без нее не обходится ни одна его премьера. Следующей будет заглавная партия в «Жизели» в Краснодарском театре балета Юрия Григоровича. Мы встретились с Анастасией, когда она разрывалась между репетициями «Корсара» и тренировками в Ледовом дворце.
— Настя, последний раз мы с Вами встречались на презентации Вашей DVD-коллекции. Откуда появилась такая идея?
— Мне всегда хотелось оставить добрый след о моем творчестве. И, по-моему, нет другого носителя, чтобы можно было сразу увидеть почти все, что балерина сделала. Мне кажется, с этим DVD все получилось. Очень хотелось, чтобы его упаковка тоже напоминала о балете, была элегантной и, вместе с тем, эксклюзивной. Поэтому я очень благодарна компании «Мистерия DVD» — тем людям, которые выпустили это издание, проявляли терпимость, принимали все мои капризы. Потому что я, конечно же, принимала участие во всем, — какая будет обложка, какая фотография на каждом диске. И мне кажется, что проект получился очень красивым.
— Это издание — своеобразный итог?
— Нет, конечно же! Я иду вперед! Это просто определенная ступень в моей жизни. К своему 30-летию мне хотелось подойти человеком, который состоялся как балерина, как хорошая жена и, надеюсь, как хорошая мама. Все это я и постаралась представить в этом проекте — разные стороны, разные грани моей жизни.
— Тогда Вы говорили о новом творческом проекте. Что это будет?
— Да, сейчас этот проект зреет. Это будет спектакль, сочетающий разные жанры, совершенно разные. У нас уже написан сценарий, есть концепция проекта. Но я смогу об этом говорить только когда начнется основная работа. А сейчас у меня впереди концертная программа, которая выйдет в свет в конце осени. И пока — проект «Ледниковый период», в котором я участвую, и который занимает почти все мое время.
— Да, кстати, как это случилось? Ведь это — совсем необычный проект для балерины?
— Вообще-то все настолько неожиданно получилось. Я получила приглашение от руководства Первого канала и от продюсера этой программы Ильи Авербуха. По правде говоря, я сначала очень испугалась, потому что коньки — это, наверное, самый травмоопасный вид спорта для балета. И вообще другая специфика: все, что у нас выворотно, у них — завернуто, все, что у нас на вытянутых ногах, у них — на согнутых, что у нас на вытянутых носочках, у них — на сокращенных. То есть, все было другое. Но я решила попробовать, потому что мне предложили, чтобы я провела одну тренировку на льду, а потом дала свой ответ. Ну, тренировкой назвать это было нельзя, потому что я шла просто пешком по льду в коньках. С одной стороны меня держал Александр Жулин, мой тренер, а с другой — муж Игорь, который пришел меня поддержать. И я поняла, что это просто нереально в принципе — научиться кататься, ехать, скользить. Но Саша Жулин сумел меня как-то убедить, что это только начало, что все получится. Хотя сегодня он вспоминает, что он сам очень сильно испугался, потому что я просто как цапля передвигалась по катку. Ведь я никогда в жизни не надевала коньки, я всегда грезила только о балете и знала, что коньки — это ни в коем случае нельзя. Но потом в процессе репетиций я начала катиться, а с партнером мне вообще все очень понравилось. Тем более, что мне по-настоящему повезло, я оказалась в паре с Антоном Сихарулидзе — это удивительно красивый партнер и очень интересный партнер, он — личность. Мне кажется, что у нас с ним получился красивый и слаженный дуэт. Поэтому для меня этот проект — большое удовольствие. Единственно, это отнимаете очень много времени и сил, потому что к моей физической нагрузке прибавились три с половиной – четыре часа работы на катке. Здесь всегда очень холодно и скользко, поэтому я всегда в простуженном состоянии, замерзшая и, конечно, это радует меньше. Но, тем не менее, это та жертва, которую можно принести. Ну, еще каждую неделю нужно приготовить новый номер, нужно сшить новые костюмы и нужно успеть все отрепетировать.
— Настя, как Вы все успеваете? Откуда берете такую энергию и столько времени?
— Ну, как-то успеваю… Энергия, это, наверное, свыше или врожденное, наверное. Пытаюсь как-то восстанавливаться, мне очень помогает моя семья, близкие люди, мои друзья. Мы очень подружились с фигуристами, собираемся часто вместе, проводим потрясающие вечера, засиживаемся за полночь порой, но все равно не расстаемся.
— Настя, что Вы для себя нашли в этом проекте? Вы хотите выиграть?
— Каждый человек, который участвует в этом проекте, я думаю, невольно настроен на победу. Потому что, если нет стремления к победе, то незачем начинать какой-либо проект, связанный с коньками или не с коньками, совершенно неважно. Поэтому мы, конечно, настроены на победу, но самое главное — быть лучше себя самой, то есть победить себя. Я считаю, что то, что я делаю сегодня, не под силу многим другим из балетного мира, потому что вряд ли кто-то другой рискнул бы. Может быть, это и ненужный риск, но, тем не менее, я на это пошла, значит, я должна доказать, что это в какой-то степени оправдано. Мне просто интересен этот проект еще и потому, что он похож на мои, это — тоже творчество, поиск новых композиций, создание костюмов, прекрасная музыка, которую мы вместе находим. Это творческий процесс, который меня действительно увлекает. Плюс физическая нагрузка, которая не похожа на мою обычную, но она дает мне какое-то свое специфическое развитие. И конечно — атмосфера, просто она совсем другая. Лед и сцена — это разные ипостаси, и мне просто интересно. Мне интересно все вокруг в жизни. Если бы у меня было время, я бы, наверное, бралась за какие-то еще другие работы. А в будущем… Мне уже сегодня поступают предложения участвовать в ледовых шоу, сейчас много корпоративных мероприятий, где люди любят заливать льды… и приглашают…
— А кто шьет Ваши потрясающие костюмы?
— У меня есть свой мастер — Владимир из Петербурга, который создает мне костюмы для моих балетных программ и, заодно, вот теперь и для коньков.
— Недавно Вы станцевали премьеру «Корсара» в Кремлевском балете. Это ведь не первый Ваш «Корсар»?
— Да, я танцевала этот спектакль в Театре балета Григоровича в Краснодаре и вместе с этой труппой — в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Мне кажется, что это один из самых красивых его спектаклей. И вообще, когда Юрий Николаевич делал премьеру в Краснодаре, я должна была танцевать. Но так случилось, что я была на пятом месяце беременности, и поэтому этого не получилось. Но, родив дочь, я одним из первых приготовила именно этот балет — «Корсар».
— А этим летом Вы вновь выступали с Театром балета Юрия Григоровича в Санкт-Петербурге. Как прошли гастроли?
— Гастроли с каждым годом проходят все более успешно, все более значимо и знаково. А в преддверии этих гастролей состоялся мой сольный концерт на сцене Мариинского театра. Он назывался «Невеста», поскольку проходил буквально через десять дней после моей свадьбы. Там я станцевала достаточно много — одиннадцать больших композиций. И через неделю начались гастроли Балета Юрия Николаевича со спектаклями «Лебединое озеро», «Спартак» и «Дон Кихот».
— Настя, сейчас Вы много работаете с Юрием Николаевичем Григоровичем. Но что такое для балерины Вашего масштаба — быть приглашенной солисткой Краснодарского театра балета?
— Вы знаете, я не то, что часто там жила или живу. Да, я приглашенная прима-балерина Театра балета Юрия Григоровича. Дело в том, что когда случилась катавасия с Большим театром, Юрий Николаевич позвонил мне одним из первых и предложил стать прима-балериной его театра. Сначала я подумала, что должна буду уехать неизвестно куда, в какую-то глушь. Но когда я приехала в Краснодар, я поняла, что это — развивающийся центр, что это очень перспективный край, и там очень хорошие условия для меня создали. Меня селят в шикарном отеле — Гранд Отель «Европа», я работаю в театре, где прекрасные условия для репетиций, очень хорошие сцена и зал. И, в общем, знаете, есть все, что необходимо для работы. Как правило, я приезжаю на полтора дня, танцую спектакль и уезжаю. Но это происходит нечасто, и поэтому мои встречи с Краснодаром, с Юрием Николаевичем и со зрителями Краснодара для меня очень важны и значимы. Конечно же, сейчас есть еще один очень перспективный край — Сочи и Зимний театр, который там построили. На этой сцене я танцевала достаточно много, это были и классические балеты, и я имела честь танцевать на открытии этого театра «Лебединое озеро» в постановке Юрия Николаевича. Много я там танцевала в правительственных концертах во время международных форумов, на собрании Олимпийского комитета. Конечно, множество раз там проходили и мои сольные концерты. А совсем недавно в рамках Кубанского форума прошел мой концерт на сцене концертного зала «Фестивальный», и самое интересное, что он проходил в тот же день, когда был концерт Элтона Джона в Сочи. Мне было очень приятно, что у меня был аншлаг. Вообще я считаю, что Краснодарский край сегодня очень развивается. А для меня было очень большой школой поработать в Театре балета Юрия Григоровича, потому что я станцевала все самые красивые его спектакли в том же оформлении, в котором они идут в Большом театре и в том, в котором они уже не идут в Большом театре. Для меня это был очень большой праздник, и, я считаю, знаковый момент в моей судьбе.
— А что значит для Вас работа с Григоровичем?
— Для меня большая честь идти вслед за великим мастером по его пути. Я считаю, что для любой балерины быть Балериной Театра Григоровича — это такая честь, которая выше любых званий и похвал. Потому что Юрий Николаевич… Он, наверное, единственный на этой планете сегодня великий хореограф, кто создал целую структуру балета, кто создал структуру для Большого театра. А что с ним поступили, так же как и с людьми профессиональными и настоящими личностями, то если посмотреть в истории, этого следовало ожидать. Потому что Юрий Николаевич такая величина, которая не может умещаться в рамках театра. Хотя это был единственный человек за всю историю Большого театра, кто смог держать эту великую структуру в течение тридцати лет. Но, тем не менее, Юрий Николаевич своим подвижничеством доказал, что Большой балет сегодня не там, где Большой театр, а там, где большие профессионалы. В Краснодаре за десять лет он создал огромную труппу, причем с хорошим уровнем исполнения, взяв людей вообще из ниоткуда, просто с улицы фактически, у них даже не было балетной школы. И если он сумел поставить более пятнадцати своих балетов в Краснодаре, то знаете, это, наверное, говорит о том, что он действительно гениальный человек. Для меня с ним работать — это и счастье, и радость, и большой внутренний надрыв, потому что Юрий Николаевич очень разный…
— Да, как Вам с ним работается?
— Он может быть очень добрым, может быть отзывчивым, он может быть деспотичным и очень требовательным и строгим. Он совершенно разный, он не прощает ошибок музыкальных в большей степени, он любит, чтобы все совпадало с музыкой до йоты буквально, до какой-то маленькой нотки. Он любит, чтобы все было всегда на самом высоком уровне, чтобы всегда была дисциплина. Поэтому все при виде его все всегда и везде подтягиваются по струночке и встают. Везде, где он присутствует — большой уровень профессионализма.
— Настя, как Вы успеваете совмещать столько всего — дом, семью, творчество, обилие работы?
— Как совмещалось, так и совмещается. Просто я пытаюсь находить время, чтобы быть со своей дочерью, всегда быть рядом со своим мужем и, в то же время, не изменять своей работе. Я считаю, что если человек очень хочет, то время найти возможно. В свое время я покидала Петербург в состоянии отчаяния — это было мое детство, балетная школа, первый выход на сцену и первое признание… Москва меня страшила, хотя сцена Большого манила и притягивала. Но стиль московской жизни я постепенно приняла и даже полюбила. Возможно, здесь много суеты, но Москва мобилизует, придает силы, добавляет и упорства. В Москве время течет по-иному, быть может, более агрессивно. Но и больше успеваешь, чем в тихом Петербурге… Просто у меня очень насыщенный график и я не теряю времени. Когда, например, у меня происходят различные фотосессии, видеосъемки, то, на что обычно требуется четыре часа, у меня происходит за двадцать минут. Я всегда сама себе делаю макияж, сама делаю прическу, прихожу и становлюсь в кадр уже готовой. Для того, чтобы просто сохранить время. Если речь идет о каком-то сложном макияже с накладными ресничками, то это все происходит в машине. А когда я приезжаю, люди поражаются и, когда слышат, что все это сделано в машине, на ходу, то просто не верят. Я очень экономлю время, и поэтому у меня все получается.
— А как Вы отдыхаете?
—Для меня самый лучший отдых — это русская баня, ледяная вода и хороший профессиональный массаж. Больше всего я люблю тайский массаж. У меня есть очень хорошее место — «Восточный экспресс», отделение «Планеты Фитнес», там такого уровня и класса специалисты работают, что они могут восстановить за несколько часов. Ну, еще если говорить об отдыхе, то это — море, солнце. Я очень люблю отдых на море. Чтобы вокруг было поменьше людей, только мои самые близкие. Я люблю тишину, крик чаек, звуки моря. Но это случается крайне редко…
— Настя, насколько для Вас важен Дом?
— Дом? Ну, конечно, важно! Дом — это, прежде всего, не место, где мы живем, а тот храм, который создается в семье. И это, пожалуй, то, где тебя ждут. В моем доме всегда звучит музыка, в моем доме всегда детские голоса, потому что теперь это Ариша. И в нашем доме всегда много любви, тепла, горящих свечей, свежих цветов и очень много радости. И когда мы летом уезжаем в загородный дом, у нас там все равно сохраняются уют и эта атмосфера. Весь этот красивый багаж мы несем с собой. Где бы мы ни жили — он всегда с нами. Я очень благодарна, что за все мои тяготы, мытарства и испытания Господь дал мне такую счастливую жизнь.
— Расскажите, пожалуйста, о своей дочери.
— Моя дочь? Она уникальная просто! Она действительно развита не по годам. Ей недавно исполнилось два годика, но она очень рано начала говорить. В год и три месяца мы отправили ее в специальную школу, то есть несколько раз в неделю она посещала занятия музыкой, рисованием, лепкой, физкультурой. Ей очень нравилось общаться с детьми, но много помогали нянечки и моя мама. Потому что они ее воспитывали, учили читать, считать, буквы знать, цвета, фигурки. С полутора лет она поет песни, рассказывает нам вовсю стихи, причем очень серьезные произведения — «У Лукоморья дуб зеленый» она знает от начала и до конца. Считать до десяти она научилась тоже в год и три месяца, знает многие буквы алфавита. И знает много слов на английском языке, за что я благодарна моей маме, потому что именно она ее научила. Причем, как ни странно, используя азбуку украинского языка. У меня мама с Украины, мои бабушка и дедушка жили на Украине, и когда мама ездила на могилу к нашей бабушке, она привезла украинскую азбуку, по которой учила Аришу английскому языку.
— А что Ариша любит делать больше всего?
— Больше всего она любит танцевать… Она меня этим очень пугает, потому что я вовсе не хотела бы, чтобы она стала балериной. Ведь балет — не только красота позы, гармония, но еще и борьба за свое достоинство. Я рано поняла, еще в детстве — не буду много работать, не добьюсь профессиональных высот. Поэтому я не играла в игрушки. Мои детские воспоминания — станок в училище и станок дома. И, наконец, привыкла так жить. Потом добавился трудный опыт работы в двух первых труппах страны: Мариинском и Большом театрах. Они расширили представления о многих весьма далеких от балета понятиях. Балет в России больше чем балет — это сфера острой конкуренции и часто не на почве собственно творчества. Но, с другой стороны, танцевать должна уметь любая девочка, поэтому для нее это может быть хороший вариант. Она всегда просыпается и спрашивает: «Ну что, пойдем танцевать?». И всегда, когда слышит музыку, то тоже сразу пускается в пляс. Правда, когда она приезжает ко мне на каток, она тоже танцует — без конечков, просто в ботиночках, и говорит, что когда она вырастет, то будет кататься на коньках.
— Настя, а чего бы Вы хотели для своей дочери?
— А я бы для нее хотела просто счастливой жизни, чтобы она была настоящим человеком, личностью, чтобы она была неординарным человеком. Чтобы она взяла все лучшие качества от меня, от Игоря, и чтобы она была, прежде всего, благочестивой, честной и очень доброй.
— Настя, а что Вы еще не успели сделать и чего бы хотели для себя?
— Вы знаете, я еще многое, наверное, не успела!.. Я бы хотела закончить обучение в Высшей школе экономики, хотела бы создать свой театр и балетную школу-студию при нем.Я верю, что у меня получится создать такой театр. Скорее всего, он будет камерным. Думаю, что он будет в Москве, так как главное в таком вопросе — это площадка, а в Москве больше возможностей, там можно привлечь к работе многих хореографов, танцовщиков и спонсоров… И просто хотелось бы счастливой жизни, хочется видеть счастливой свою дочь.
Врезка:
Николай Цискаридзе: «Что можно сказать об Анастасии Волочковой? Настя — один из самых одаренных людей, которые пришли в свою профессию. Мало того, необыкновенно красивый человек. Когда Настя перешла в Большой театр, я был первым и единственным, кто довольно долго танцевал с ней несколько спектаклей…
Настя от природы одарена такой внешностью, мимо которой невозможно пройти. Я был ее партнером много лет и наблюдал сам, как люди холодели и столбенели, когда смотрели на нее и не могли оторвать взгляд».
Борис Покровский: «Она не только балерина, она еще и актриса глубокого внутреннего содержания. Красота… красота раскрепощенного духа… раскрепощенного… И вообще я считаю, надо нацию приучать к красоте».
Юрий Григорович: «Я очень люблю Анастасию Волочкову. Я знаю ее не по Большому театру, куда она была принята без меня. Впервые мы с моей женой Натальей Бессмертновой увидели Анастасию на балетном конкурсе в Австрии. Вышла красивая балерина и с хорошим чувством стиля, очень темпераментно станцевала современный номер… Не разочаровывала меня Настя и в дальнейшем, я считаю ее талантливым, творческим человеком, всегда открытым художественным поискам, лишенным боязни перед экспериментами».
Борис Тарасов
|