Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Большой

Лопаткина меняет амплуа

Выйти на сцену в партии Кармен — тайная мечта большинства балерин. Решаются на это не многие — слишком конкретна и специфична сама роль, чересчур велик и неподъемен шлейф легенды. Первая балерина мира Ульяна Лопаткина решилась. В июне она специально приедет в Москву, чтобы на сцене Большого театра бросить вызов теням предков и новоявленным табачницам.

«Кармен-сюита» Большого театра — спектакль уникальный, ставший историей еще до премьеры в 1967 году. Партитуру одноактного балета Родион Щедрин создал на музыку всемирно известной оперы Жоржа Бизе, поставив на обложке: Бизе-Щедрин. Это был прецедент и скандал, которого композитору не простили до сих пор. Либретто написал кубинский балетмейстер Альберто Алонсо, достаточно вольно обошедшийся с одноименной новеллой Проспера Мериме.

Постановочная группа в Большом театре собралась семейная: композитор Щедрин — муж балерины, художник Борис Мессерер — ее кузен, дирижер Геннадий Рождественский — тоже почти родственник. Лишь Алонсо был чужаком, но именно такой хореограф был и нужен тогда — иностранец-вольнодумец, для престижа, но, в то же время свой — из родственной социалистической Кубы.

Центром задуманной революции в советском балете (а это была именно революция) стала Плисецкая. Великая и непосредственная, царственно властная Майя могла делать то, чего не позволяли никому другому. Ей тоже пытались не позволить вывести на советскую сцену «проститутку», запретив премьеру «Кармен» после прогона. Но, не тут то было — столь же царственная Екатерина Фурцева дала добро своей любимице.

И испанская табачница вышла на сцену. Ее появление было шоком, триумфом и шагом в историю одновременно. Вызывающе сексуальная, провокационно раскованная (казалось, ей не хватает только сигареты в длинных пальцах), в коротком платье и с розой в высоко зачесанных волосах, Кармен Плисецкой стала ее лебединой песней и супербрендом советского балета на долгие годы.

Балерине было 42 года, возраст в котором обычно со сцены уходят. А она взошла, и танцевала свою Кармен по всему миру еще 20 лет, даже в шестьдесят потрясая и заставляя забыть о времени. Успех Плисецкой пытались повторить сотни раз в разных театрах и странах, создавая кальки с балета Алонсо или создавая новые версии. Сам балетмейстер в том же 1967 году перенес постановку на Кубу для «священного чудовища» мирового балета — своей сестры Алисии. Получалось более или менее удачно, но… чего-то не хватало.

Скоро у нас будет шанс стать свидетелями рождения новой Кармен, которая, быть может, затмит ставшую мифом предшественницу и сонм ее последовательниц. Икона сегодняшнего балета, «плачущий дух», идеальная Жизель и Одетта Ульяна Лопаткина закусит зубами алую розу и, вызывающе изогнувшись, обопрется локтем о колено, таинственно и чарующе улыбнувшись своему Хозе.

В возобновленной в Большом театре в 2005 году «Кармен-сюите» Лопаткиной придется состязаться с лучшими на сегодня роковыми красотками — Светланой Захаровой и Галиной Степаненко. Осваивать «текст» прима-балерине Мариинки помогают ее постоянный педагог Ирина Чистякова и последний Хозе Плисецкой Виктор Барыкин. И, конечно, Ее Хозе — Иван Козлов, которого она и будет соблазнять на сцене Большого.

Не ошибусь, если скажу, что впервые Лопаткина обрела достойного партнера. Ее холодный рационализм и расчетливость, удивительные, но как ни странно, гармоничные, пересекаются с силой, красотой и клокочущей внутренней страстью Ивана. Пересекаются и сливаются в Совершенстве, и создают Прекрасное, Вечное — то, что становится откровением, мифом.

Впервые Лопаткина танцевала с ним на Гала Бориса Эйфмана, появившись в легендарной миниатюре «Двухголосие». Для Ивана Козлова, ведущего солиста Театра Эйфмана, стиль мастера был ясен и прост. Ульяне было сложнее, но она пошла за своим харизматичным партнером и победила. Именно тогда сформировался этот идеальный дуэт. Потом была мистическая «Гибель розы» Ролана Пети на Гала Бенуа 23 мая и благотворительном шоу мировых звезд для Фонда Горбачева в Лондоне 2 июня.

Теперь — «Кармен-сюита», поединок индивидуальностей. И, если для Ивана Козлова Хозе вполне органичен и близок, то Лопаткиной предстоит кардинально переродиться, явив в партии Кармен черты, ей не свойственные. Тем более интересным и захватывающим будет дебют.


PRS.ru, 15.06.2007



Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=1148
Категория: Большой | Добавил: bonny (08.02.2008)
Просмотров: 1855

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика