Одним из
самых заметных культурных событий года стало вручение престижной Премии имени
Дмитрия Шостаковича художественному руководителю балета Большого театра Алексею
Ратманскому.
С 1994
года существует Международный благотворительный фонд Юрия Башмета – известного
альтиста, дирижера и общественного деятеля. Этот Фонд президент
«Трансконтинентальной МедиаКомпании» Александр Митрошенков и генеральный
директор Группы компаний «Видео Интернешнл» Сергей Васильев учредили с целью
сохранения духовных и художественных ценностей мировой и отечественной
культуры, для поддержки молодых музыкантов и осуществления уникальных проектов
в области культуры и искусства.
Узнаваемым
брендом Фонда Юрия Башмета стала ежегодная Премия имени великого композитора
Дмитрия Шостаковича, составляющая 25 тысяч долларов США. За годы существования
Премии ее лауреатами стали выдающиеся музыканты и деятели культуры: Гидон
Кремер, Томас Квастхофф, Валерий Гергиев, Виктор Третьяков, Анна-Софи Муттер,
Ольга Бородина, Ирина Антонова, Наталья Гутман, Евгений Кисин, Максим Венгеров.
За 2006
год, год столетия со дня рождения Дмитрия Шостаковича, лауреатом Премии был
назван художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей
Ратманский. Блестящий танцовщик, танцевавший ведущие партии на сценах
Национальной оперы Украины, Виннипегского Королевского балета и Датской
Королевской оперы, Ратманский обладает выдающимся даром балетмейстера и сегодня
он – один из самых перспективных хореографов мира.
Свои
первые постановки он создал практически сразу же по окончании училища, когда
танцевал в Национальной опере Украины им. Т.Г. Шевченко. Хореографические
миниатюры Ратманского – веселые и изобретательные, часто входили в программы
московских концертов балета и вызывали симпатии у публики. Начальный этап
московской карьеры хореографа во многом связан с известной балериной Ниной
Ананиашвили. По ее заказу Ратманский поставил свой первый балет – «Прелести
маньеризма». Среди солистов балетной труппы Большого театра, занятых в его
следующем балете «Сны о Японии», также фигурировала Ананиашвили. Она же
исполнила заглавную роль в первой редакции балета «Леа», поставленном
Ратманским по знаменитой пьесе С. А-нского «Диббук», которую прославили в свое
время московский еврейский театр «Габима» и Евгений Вахтангов и которая
вдохновила великого Леонарда Бернстайна, написавшего балет на этот сюжет.
После
успеха своего третьего балета – «Каприччио», вошедшего в программу молодежных
«Новогодних премьер» Большого театра, Ратманский получил приглашение
сотрудничать с Мариинским театром. Там он создал свои «золотые» постановки –
«Поцелуй феи», «Средний дуэт» и «Поэму экстаза», а позже – «Золушку». К этому
времени он уже был солистом Датского Королевского балета, где скоро начал
проявлять себя как хореограф, после чего ему открылась дорога и на другие
европейские и американские сцены.
Его
постановки идут во многих театрах мира – в Дании, России, США, Швеции, Латвии,
Литве, Финляндии. За вклад в культуру Дании в 2002 году Алексей Ратманский был возведен королевой
Маргрете II в сан рыцаря ордена Датского флага.
Особое
место в творчестве Ратманского занимает музыка Дмитрия Шостаковича – в Большом
театре он поставил два его полнометражных балета: «Болт» и «Светлый ручей»,
получивший в 2004 году сразу четыре Российские национальные театральные премии
«Золотая маска». Балет «Светлый ручей» хореограф перенес также на сцену
Латвийской национальной оперы, где он идет с неизменным успехом. И именно за «Ручей»
Ратманскому вручили Премию имени Шостаковича, что было закономерно и ожидаемо.
Как
говорит сам балетмейстер: «Уже с детства я жил в музыке Шостаковича. Это
совершенно другой, новый мир. Впечатления были настолько сильны, что все свои
первые постановки в Киеве после выпуска, и в Канаде, я делал только на музыку
Шостаковича. Для меня «Светлый ручей» – счастливый балет. Работа шла очень
легко, очень быстро. И был успех. В общем-то, приглашение возглавить балет
Большого театра я получил именно после этого спектакля».
Легендарный в истории балета «Болт» тоже не был случаен в творчестве
хореографа. По словам Ратманского: «Практически все театральные произведения
Шостаковича имели ужасную судьбу, но «Болт», пожалуй, наихудшую. Татьяна Бруни
и Георгий Коршиков сделали в свое время великолепные эскизы костюмов и
декораций, а Федор Лопухов, находившийся тогда в своем расцвете,
экспериментировал. Но спектакль закрыли после единственного показа в 1931 году,
и множество вещей, которые он придумал для него, просто разошлись и имели
огромное значение в развитии хореографии. «Болт» был по-настоящему смелым,
эпатажным проектом. 20-е годы вообще были удивительно плодотворными для
искусства и мы до сих пор пользуемся открытиями тех лет».
Торжественная
церемония вручения Премии Шостаковича прошла в Большом театре. Премию вручали
Юрий Башмет и глава
Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. А после официальной части гости увидели балет Алексея Ратманского на
музыку гениального композитора «Светлый ручей». В главных партиях выступили
новые звезды Большого балета – молодые Наталья Осипова, Екатерина Крысанова, Андрей Меркурьев, Ян Годовский и Денис Савин.
А хореограф
Ратманский мечтает о новых работах: «Я мечтаю поставить «Золотой век»
когда-нибудь, я бы хотел поставить симфонии Шостаковича – Первую, Шестую, Девятую, но не знаю, когда это
осуществится. В любом случае, музыка Шостаковича для меня – всегда огромное вдохновение».
PRS.ru, 05.06.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=1567 |