Новую
версию легендарной оперы «Борис Годунов» в Большом театре создает Александр
Сокуров. Для знаменитого кинорежиссера это первая встреча с музыкой Модеста
Мусоргского и с музыкальным театром вообще. Об особенностях работы с не оперным
режиссером в оперном театре и о творческом методе Сокурова мы разговариваем с
ведущим исполнителем заглавной роли Михаилом Казаковым.
— Михаил, в чем отличие нынешней, «сокуровской» версии, от
предыдущих — классических?
— Насколько
я вижу по тем требованиям, пожеланиям и замечаниям, которые высказывает
режиссер, наш новый спектакль не будет отличаться радикальностью. В общем, это
будет довольно традиционная постановка, но может быть, с немного смещенными
акцентами во внутренней линии героев.
Чуть-чуть, но, опять же, в пределах «классики». Особого модерна я пока
не почувствовал. Все приближено к эпохе — костюмы, декорации.
— А чего хочет от
исполнителей режиссер Сокуров?
— Для
меня очень важно то, что Александр Николаевич сказал с самого начала: «Прежде
всего — все нужно выражать голосом!». Мы находимся в оперном театре, поем оперу
и выражать все нужно голосом. Он требует, чтобы как можно меньше было мимики,
как можно более скупыми были движения — у слушателя, у зрителя все внимание
должно быть приковано к голосу, к тем словам, которые мы поем и к той мысли,
которую мы пытаемся выразить. Вот это очень важно для оперного режиссера, и я
рад, что у Сокурова именно такое требование номер один. Он даже подходит к
некоторым певцам, заводит им руки за спину и держит, чтобы не лезли привычные
штампы из старых постановок. Он говорит, что такого класса певцы, в таком
театре обязаны уметь выражать чувства только голосом. Я считаю, что это
правильно, хотя многим и сложно. Но мы стараемся, привыкаем, все складывается
потихоньку.
— А каким будет Ваш
новый Борис Годунов?
— Та
основа, которая была у моего Годунова в старом спектакле, будет перекликаться с
новым. Как говорит Александр Николаевич, главное в моем образе — проблема
человека и его совести. Они наедине и смотрят друг другу в глаза. И эта
дискуссия идет на протяжении всего спектакля, начиная с первого выхода Бориса и
заканчивая его последним монологом. Для меня радостно, что и в этой постановке,
и в словах Сокурова я нахожу подтверждение своим мыслям по поводу Бориса
Годунова. Конечно, здесь будет другая «география», другая сценография,
декорации — это совершенно другой спектакль.
Но основа Пушкина и Мусоргского, затрагивающая глобальные проблемы
человека и его совести, осталась главной и для Сокурова. У Александра Николаевича
она, быть может, даже более утрировано показана, как под микроскопом. Это его
право и я с ним согласен.
— Михаил, в спектакле Сокурова использована вторая авторская
редакция Мусоргского?
— Да,
это вторая авторская редакция — в ней очень много разночтений с тем, что мы
привыкли слышать в Большом театре в редакции Римского-Корсакова, более
«классической», более взвешенной, такой «золотой середине». А тут все будет для
уха несколько непривычно — и инструментовка, и гармонии какие-то вдруг совершенно
неожиданные. Когда я переучивал партию, мне тоже это было немножко непонятно,
даже раздражало, было неудобно. А сейчас я думаю, что если вернется на большую
сцену старый спектакль, то эта музыка обогатит и ту редакцию, в смысле
интонаций, в смысле какого-то отношения. Это очень полезно исполнителю — не
только купаться в той среде, к которой ты привык, но и броситься в нечто,
совершенно незнакомое и непривычное. Хотя, казалось бы, то же самое.
— В
чем отличие работы с оперным режиссером и режиссером не оперным?
— Если
говорить о Сокурове, то он сразу же извинился за то, что не дружит с
партитурой. Поэтому он не стесняется — уточняет какие-то моменты, говорит: я
этого не знаю, подскажите мне, пожалуйста. Я за ним наблюдаю уже некоторое
время, и мне нравится, что сначала Александр Николаевич объясняет, что он хочет: у него
есть подробная схема, и он наполняет ее теми эмоциями, которые хотел бы видеть.
Он не заставляет, не давит. Я и мой коллега Тарас Штонда, мы, естественно,
будем разными Борисами. И Сокуров хочет, чтобы мы были разными. Тарас — один
человек, у него свой темперамент, я — другой. У многих режиссеров существует
клише, и исполнители должны быть одинаковыми, следовать этому клише, потому что
спектакль — детище режиссера. Александр Николаевич, наоборот, старается
сохранить индивидуальность каждого певца.
— Сокуров
дает Вам импровизировать?
— Да, да! Александр Николаевич может что-то предложить и
если видит, что эта краска, эмоция, жест не подходят, не вяжутся, то он
старается от этого отказаться. Говорит: я был не прав, давайте поменяем. Что Вы
предлагаете? Он абсолютно без короны на голове — человек просто работает и
хочет добросовестно и честно делать свое дело.
PRS.ru, 23.04.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=66 |