Большой театр показал главную премьеру оперного сезона — «Войну и Мир» Сергея Прокофьева. Одно из самых масштабных произведений в мировой музыкальной истории ставят редко, очень редко. Да и не мудрено — только сольных партий в опере 64! В картине Бородинского сражения на сцене одновременно появляются 200 исполнителей — 100 артистов хора, 70 артистов миманса и 30 исполнителей основных партий. А декорации, а костюмы!
ВЧЕРА…
Прокофьев работал над «Войной и миром» в течение многих лет, так и не увидев написанной им оперы на сцене в полном виде. Сначала ее показали в 1943 году в концертном исполнении под рояль с Ансамблем советской оперы Всероссийского музыкального общества. Впервые постановка «Войны и мира» была осуществлена гениальным режиссером Борисом Покровским в Ленинградском Малом оперном театре. Первая часть оперы была показана в июне 1946. Вторая была подготовлена к июлю 1947, но премьера не состоялась — спектакль был запрещен под предлогом борьбы с формализмом. Лишь в 1955 году прошла премьера второго варианта оперы. Пермский театр показал двухвечерний вариант оперы Прокофьева в 1982 году. Эта работа режиссера Эмиля Пасынкова вошла в историю. В 1959 году в Большом театре «Войну и мир» поставили тот же Покровский и дирижер Александр Мелик-Пашаев. Эта версия держалась на сцене до 1978 года. Восстановленной оперой на сцене Кремлевского Дворца съездов в 1981 дирижировал Марк Эрмлер. Покровский ставил «Войну и мир» в 1977 году и в Кировском театре. Дважды за постановку «Войны и мира» в Мариинском театре брался Валерий Гергиев. В первый раз в 1991 году он втиснул весь музыкальный материал в один вечер и привлек к сотрудничеству английского режиссера Грэма Вика. В 2000 спектакль поставил Андрей Кончаловский. Он вывел на сцену массовку на сотни человек, устроил парады и войну с пиротехникой, вызвав некоторое недоумение у публики и критиков. Кончаловский полюбил эту оперу и ставил ее также в Лондоне и Нью-Йорке. В том же, 2000 году состоялась премьера «Войны и мира» в Парижской «Опера-Бастий». Постановку осуществила Франческа Дзамбелло, музыкальным руководителем стал Гари Бертини. Для исполнения спектакля были приглашены 30 русских солистов. Возобновление этой постановки в 2005 вызвало самый горячий прием у публики. За дирижерским пультом стоял Владимир Юровский.
…И СЕГОДНЯ
Лев Толстой хотел назвать свой роман «Все хорошо, что хорошо кончается». Нынешняя эпопея с «Войной и миром» в Большом, на мой взгляд, закончилась хорошо. Спектакль получился. Режиссер Иван Поповски умело обошел длинноты батальных сцен, найдя равновесие между картинами войны и мира. Предпочтение он, по его собственному признанию, отдавал мирским взаимоотношениям, но нашел главное и в военных сценах — патриотический пафос оперы Прокофьева. Некая лаконичность, как в декорациях, так и в манере игры, лишь подчеркивала роль музыки. Художник-постановщик Александр Боровский создал сложную и, одновременно, удобную сценографию. Белые прямоугольные панели то выдвигались до рампы, образуя сплошную стену, то уезжали вглубь, выгораживая балкон, комнаты, бальные залы, поля сражений и командные пункты. Сверху на них опускались панели цвета кремлевских стен, создавая образ Москвы, сожженной, но непокоренной. Костюмы (художник Ангелина Атлагич) сделаны крайне дотошно и подчинены все той же цветовой гамме — бело-красной, «мир-война». Музыка под управлением Александра Ведерникова звучала динамично и выразительно. Он избежал и тягостной эпичности, к которой располагает жанр этой оперы, и утомительной тщательности в передаче бесчисленных тембровых и мелодических нюансов, акцентировав драматизм и динамику ситуаций. В «войне» маэстро Ведерников превзошел сам себя, подарив несколько удивительно ярких и будоражащих музыкальных фрагментов. Внушительный ансамбль певцов аккуратно следовал за дирижером, уверенно воспроизводя непростую прокофьевскую идиоматику. Главной удачей спектакля можно назвать очаровательно юную Екатерину Щербаченко (Наташа) с ее свежим искрящимся сопрано, показавшую не только красивый и качественный вокал, но и естественную, трепетную актерскую манеру. Покорили ее свежесть и необычайная легкость. В бесконечной череде героев оперы выделяются Татьяна Ерастова (Ахросимова), являющая собой остатки уходящей золотой породы Большого театра, Роман Муравицкий (обаятельный Пьер Безухов). Главными героями спектакля стали Кутузов и Наполеон. Суровый и медлительный Паата Бурчуладзе (Кутузов), скорее добродушный дедушка, созданный для мирной и спокойной жизни, противостоял взвинченному, раздражительному, но властному — истинный император, Борису Стаценко (Наполеон). Эти два «звездных» голоса задавали высокий тон спектаклю, в котором практически не было ни одной неудачной вокальной и актерской работы.
Иван Поповски: — Мы совершенно не пытались идеологизировать «Войну и мир». Думаю, что в опере, которая написана во время Второй мировой войны, неизбежен был патриотический дух, местами даже пафос, хотя в пафосе ничего плохого нет, когда он искренний, пафос – это пик эмоционального состояния. Подчеркивать это и каким-то образом на это давить мы не пытались. Есть попытка как-то прислушаться к авторам, то есть к Прокофьеву и Толстому. Самым важным, конечно, была музыка – и все исходит от нее. Хотелось, чтобы, как говорит Петр Фоменко, эта музыка сначала рождалась в артистах, и уже потом начинала звучать. Сложнее всего было с восьмой и одиннадцатой картинами — Бородино и пожар Москвы — самыми огромными. У меня было несколько бесед с Борисом Покровским, он мне говорил, что это труднейшие сцены из всего, что он ставил. На них я больше всего нервов и потратил...
Александр Ведерников: — Прокофьев притягивает меня тем, что как композитор, он сильно отличается от всех, но эта его самостоятельность не за счет чего-то. У Прокофьева — гармоничный комплекс качеств и позитивное мироощущение, чрезвычайно редкое. У него искусство очень витальное, в этом — залог его долголетия. Когда я начал работать над «Войной и миром», обратил внимание на крупные достоинства этой оперы, о которых раньше не думал. Здесь у Прокофьева в музыке, в драматургии есть технологии, которые не применялись ни до «Войны и мира», ни после. Некое кинематографическое начало, панорамы, смена планов, поток событий — это сегодня очень здорово воспринимается. Публика ни на что не отвлекается. Эта опера не имеет окончательного авторизованного текста, потому что у самого композитора пять вариантов. Прокофьев вообще не предполагал, что должна идти вся музыка целиком. Он так и говорил: если хотите сделать акцент на этом, выкиньте то-то и то-то. Она как разомкнутая система. В 1959 году была сделана редакция «Войны и мира», не без участия Мелик-Пашаева, которая всегда и шла в Большом театре. В партитуре, по которой я дирижирую сейчас, есть его пометки, комментарии. И нынешняя постановка основывается на этом варианте.
Наш театр, февраль 2006
|