Цискаридзе — суперзвезда, непредсказуемый и очаровательный. Премьер Большого театра России обладает неповторимой индивидуальностью и сильнейшей харизмой. Уникальный танцовщик, он покоряет своим обаянием не только тысячные залы во всём мире, но и последнюю уборщицу в театре. Мы с Николаем знакомы лет десять, поэтому в экстремальных условиях его репетиционной жизни и выпуска премьеры «Сна в летнюю ночь» Джона Ноймайера, где Коля танцует главную партию Оберона, мы сумели, бродя по закоулкам Большого театра поговорить о многом.
— Коленька, мы с тобой давно не виделись. Не комплимент — ты очень хорошо выглядишь. Как у тебя это получается?
— Я плохо выгляжу. Не знаю… У меня сейчас много работы. А когда я много работаю, я худой очень. У меня впалые щёки, выпученные глаза и, наверное, поэтому.
«Плохо выгляжу» — типичное кокетство. «Выпученные глаза» и «впалые щёки» покоряют во время фотосессии для нашего журнала всю съёмочную группу, а работники театра, узнав, кого мы фотографируем, бросаются помогать, готовые на всё ради «нашего Коленьки».
— То есть, такой «плохой вид» достигается исключительно работой?
— Ну, нет, конечно. Просто после всех этих событий, связанных с моим здоровьем, весь год я не работал. Я то оперировался, то восстанавливался. И теперь, когда снова вернулся к работе, мне хорошо. Я уставший, конечно, но мне очень приятно.
В конце 2003 года на репетиции балета «Пиковая дама» на сцене Опера де Пари Николай Цискаридзе поскользнулся и разорвал связку на левом колене. Тяжёлая операция, послеоперационное лечение в Биаррице. Месяцы вынуждённого бездействия и бесконечные упражнения с раннего утра до позднего вечера.
— Недавно я узнал, что ты теперь выступаешь и как педагог — ведёшь ежедневный класс в театре.
— Да я давно уже веду. Когда ещё учился в институте, мне Марина Тимофеевна Семёнова, мой педагог, позволяла давать класс в те дни, когда она не приходила в театр. Сначала позволяла, потому что я учился — она проверяла меня, потом так случилось, что она стала часто не приходить. Всё-таки такой солидный возраст. И я вёл класс. Вообще у нас раньше была система, что старшая из балерин по возрасту или по званию заменяла Марину Тимофеевну. А потом, в один прекрасный день Марина Тимофеевна сказала, что если меня не будет, будет вести класс Коля. И получилось, что с начала прошлого сезона она перестала ходить в театр и теперь я даю класс каждый день. А в этом году меня официально взяли на полставки педагога.
— Ты ведёшь общий класс?
— Я вообще считаю, что нет разделения на женский и мужской класс. У Марины Тимофеевны учились исключительно премьеры. А ко мне ходят все — и артисты кордебалета, и солисты, их немного. Но всем, кто приходит, я очень рад. Если приходят — значит доверяют.
Марина Семёнова — великая трагическая балерина, легенда балетного театра, она придала академическому балету новое измерение и стала эталоном женского танца 20 века. Созданные ею образы поражали масштабностью, драматизмом, артистическим блеском, глубиной и тонкостью интерпретации. Покинув сцену, Семёнова стала великолепным педагогом — чутким, внимательным, умным. Среди её учеников лучшие балерины своего времени: Наталья Бессмертнова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Галина Степаненко и лишь один мужчина — Николай Цискаридзе.
— Коля, о Семёновой. Как ты думаешь: почему век людей, работавших в балете, так долог?
— Дисциплина. Самодисциплина. Люди привыкли к режиму: всегда рано вставать, всегда поздно ложиться, мало пить.
— Несколько лет назад ты выступал на телевидении как ведущий…
— И сейчас тоже. Мой старт был на ОРТ, программа «Взгляд», прайм-тайм. Это всё было случайно. А в этом году меня пригласил телеканал «Культура», чтобы я говорил вступительное слово перед показом балетов.
— Вместо Святослава Бэлзы?
— Нет, Бэлза выступает перед операми, а я перед балетами.
— У вас разделение обязанностей такое?.. Хорошо, с телевидением понятно, с мюзиклом тоже.
— Да, думаешь?
В сентябре 2004 года Николай исполнил партию Судьбы в мюзикле «Ромео и Juliette» Ж. Пресгувика, идущем на сцене театра «Московская оперетта» и в видеоклипе по одной из песен мюзикла.
— Что дальше?
— Дальше — космос, наверное. Я ещё не полетел, но всё впереди! С мюзиклом было интересно, а сниматься в видеоклипе было неинтересно.
— Это была твоя первая встреча с кино?
— Да и с кинопроизводством, что было мучительно, глупо и неинтересно. Потому что я балетный артист, а значит артист одного дубля. То есть мне нужно выйти и всё сразу сделать. В этом плане мне было сложно, когда нужно было одно и тоже повторять двадцать пять – двадцать восемь раз. Очень долго — пока ты зайдёшь в кадр, то тот свет, то этот свет. И делаешь одно и то же, потому что крупный план, общий план, боковой и так далее. Это было, конечно, всё тяжело. К этому я не привык.
— Ты хотел бы что-то сделать в большом кино?
— Не знаю, посмотрим. Не думал об этом, потому что никогда не предлагали.
— А в мюзикле?
— Что касается мюзиклов, не знаю, будет ли у меня время на какой-нибудь новый мюзикл.
— Знаю, что у тебя были предложения поработать в драматическом театре.
— Театр?.. То, что мне предлагали, было интересно, это были заманчивые предложения. Если бы это состоялось, было бы хорошо, но — посмотрим. Но там я тоже не должен говорить. Я всегда очень комплексую, когда нужно говорить на сцене. Потому что в микрофон на телевидении или на радио — это одно. А со сцены драматической — это другое. Это другая профессия. Нужно учиться просто с нуля. И я за это не возьмусь.
— Коля, я всё это спрашиваю потому, что время, возраст… Это очень серьёзные вопросы для артиста балета. И наступает момент, когда нужно думать о том, что будет дальше.
— Да, конечно.
— Я знаю, что ты об этом уже задумывался.
— Как об этом не думать! Во-первых, помимо того, что я преподаю в театре, меня в этом году взяли педагогом в училище. Я педагог-почасовик, буду вести репетиции. В этом году к юбилею Леонида Лавровского восстанавливают «Классическую симфонию» Сергея Прокофьева и меня пригласили для этого. Раньше я уже репетировал на общественных началах, в дар своей Alma mater, а теперь всё будет официально, буду работать как сотрудник училища. Так что тылы, как у педагога, у меня давно есть.
— Ты родился в Тбилиси. Давно ты там был последний раз?
— Два года назад.
— И как тебе сегодняшний Тбилиси?
— Дело в том, что я туда не то что не люблю ездить... Не могу сказать… Не люблю — это глупо. Мне не к кому туда ехать по большому счёту. Потому что все люди, которые меня окружали, или скончались, или уехали оттуда. Там осталось три-четыре человека, и мне гораздо проще их пригласить к себе и всё это оплатить, нежели ехать туда. Потому что когда я приезжаю, то очень расстраиваюсь. Я не могу ходить по городу, в котором так много пустых для меня окон. Там нет жизни, которая окружала меня. Потому я приезжаю туда на два- три дня, для того чтобы сходить на кладбище и повидать очень небольшое количество людей.
— А сейчас, в связи с приглашением Нины Ананиашвили художественным руководителем Тбилисского театра оперы и балета, ты будешь чаще бывать в Грузии?
— Не знаю. Это же зависит от моей загруженности в Большом театре. Я всегда говорил, и в Тбилиси говорил, когда оттуда уезжал, что уезжаю не из Тбилиси, я уезжаю танцевать в Большой театр. Для меня он всегда на первом месте. Я, прежде всего здесь танцую.
— Именно поэтому и раньше, и в последнее время ты очень мало танцуешь на стороне?
— Да, я не очень люблю ездить. Всё что я выбирал, на что соглашался, это были какие-то крупные театры. Ну, естественно, Мариинский — это не обсуждалось. На любое их предложение я откликался с большой радостью. То же самое с другими крупными театрами. А поехать куда-нибудь надолго… Вообще для меня выступление на другой сцене — это травматично психологически. Я очень переживаю, комплексую, мне всегда кажется, что не надо, что я танцую плохо и так далее и тому подобное. Не люблю, если честно. И даже гастроли не люблю.
Гастроли Цискаридзе не любит, это правда. Кроме официальных поездок с Большим театром, почти никуда не ездит. Исключения бывают, но редко. Одно из немногих — работа с Мариинским балетом с 2001 года, где он станцевал давно желанные партии: Солист в «Рубинах» Джорджа Баланчина, Де Грие в «Манон» Кеннета МакМиллана, Ферхада в «Легенде о любви» Юрия Григоровича, Солора в «Баядерке» Мариуса Петипа и Раба в «Шехеразаде» Михаила Фокина. Исключение — Принц Дезире на премьере «Спящей красавицы» Мариуса Петипа в редакции Германа Прибылова в Челябинске в 1999 году. Святое — Принц на премьере постановки «Щелкунчика» Юрия Григоровича в Тбилиси в 1999 году; Юноша на премьере балета «Юноша и Смерть» Ролана Пети с токийской труппой «Асами Маки» в 2003 году. Почти всё. Немного для звезды?!
— То есть идеально для тебя — это сцена Большого театра?
— Да, просто сидеть дома и танцевать дома. Я люблю путешествовать, но без танцев.
— Это лень?
— Нет, просто я чувствую себя некомфортно. Очень нервничаю — не тот запах, не те кулисы. Всё это я тяжело переношу. Спокойно себя чувствую только в Мариинском театре. Я очень много там танцевал. Труппа там для меня родная, и люди, которые меня окружают: и рабочие сцены, и костюмеры, и гримеры — всё это близкие мне люди. Когда я прихожу на спектакль в этом театр, у меня ощущение абсолютное, что я дома. А когда появляются чужие глаза, у меня всегда дискомфорт. Я не знаю тех людей, которые ставили декорации, не знаю, кто зажигает свет. Я просто их не знаю. От этого у меня повышенный самоконтроль, повышенная нервность. Я этого не люблю. Поэтому для меня Большой и Мариинский — самый лёгкий вариант, удобный и всегда хорошо. Мне всё равно, сколько градусов, холодно, жарко…
В 2001 году, после премьеры балета «Пиковая дама» Ролана Пети в Москве, Коля получил самое лестное из возможных предложений — танцевать на первой сцене мира — Опера де Пари. После смерти Рудольфа Нуриева, директора балета, который ввёл практику ангажемента приглашённых звёзд в замкнутый кастовый мир Опера, русского танцовщика впервые пригласили выступить там. И Цискаридзе станцевал Солора в «Баядерке», получив восторженные отзывы профессионалов и прессы.
— А могут тебя соблазнить хорошие предложения, высокие гонорары, большие деньги за рубежом?
— Сейчас так много народа везде танцует. И никаких предложений, таких, чтобы ах, не поступает, никаких больших денег никто мне не сулит. А потом, я всегда хочу заниматься тем, что мне интересно. Ехать куда-то и снова танцевать «Жизель» — это неинтересно.
— А танцевать сто раз «Жизель» в Большом, это интересно?
— Это мой дом. И я этого изначально хотел. Для меня Большой, какой бы он ни был, он всё равно самый лучший, самый родной. Маму не выбирают. Мама всегда со мной. Я верю в то, что не я выбрал Большой театр, а Большой театра когда-то меня ребенком выбрал. Позволил мне, такому маленькому существу, возыметь такую наглую мечту, что я могу здесь кем-то стать.
— И ты стал…
— Вообще Большой театр выбирает. Говорят, что в каждом театре есть призрак. Наверное, призрак меня выбрал в своё время. Сюда многие приходят с большими надеждами и желаниями, но мало кто кем-то становится. Наверное, так… Я был уверен, что я должен быть здесь.
— И ты здесь. И ты, наверное, самый известный артист Большого театра в нашей стране. Скажи, что это такое — быть Народным артистом и быть известным всем?
— Известным — это просто, а быть Народным артистом очень сложно. Народным не в смысле звания, а чтобы тебя признали. Когда я получал это звание, а я получал его в группе артистов, к юбилею театра, на сцене нас поздравляла Валентина Ивановна Матвиенко. В зрительном зале сидели исключительно работники театра, все службы и мастерские. И так как буква «Ц» в конце алфавита, то я получал самый последний. Те, кого объявляли, выходили из-за кулис и получали награды. А когда объявили меня, и я подошёл к Валентине Ивановне, она сказала: «Теперь ясно, кто здесь народный артист!». Потому что приём этого зала был таким тёплым! А ведь это были не зрители или поклонники. И это было очень отчётливо слышно. Мне было очень приятно. Вот это завоевать, а главное удержать, очень важно. И ещё. У меня была травма, меня не было сезон. Первый серьёзный мой выход был в Карабос. Я встречал старых работников театра, которые кто на сцене, кто в бутафорском цехе работают. И они, увидев в афише, что я танцую, специально попросились работать именно в эту смену. Это было безумно приятно, потому что очень дорогого стоит.
Выход премьера Большого Балета, народного артиста России, Лауреата Государственной премии России, Лауреата Международных конкурсов Николая Цискаридзе в партии Феи Карабос стал шоком для балетного мира. Карабос в балете «Спящая красавица», поставленном Юрием Григоровичем, — злая тётка в рыжем парике, с крючковатым носом и в длинном платье, которую вывозят на сцену в повозке, запряженной уродцами. Цискаридзе и уродцы?! Нонсенс! Но Коля уже удивлял общественность, появившись в роли горбуна Квазимодо в балете «Собор Парижской богоматери» Ролана Пети. И доказал свою правоту.
— Да, а почему, кстати, Фея Карабос? Эта партия поставлена на характерного танцовщика.
— Это была моя мечта. Я столько танцевал характерных ролей в моей жизни. У меня нет маленьких ролей. Я очень часто, в своём звании, которого нет ни у одного танцовщика моего поколения в России, выхожу во вторых партиях. Совершенно спокойно. Мне абсолютно всё равно, что главные партии танцуют другие. Я выйду так, что только меня и заметят! Я спокойно к этому отношусь. Мне интересно это танцевать. Меня, прежде всего, интересует музыка. Если мне не нравится музыка, я никогда не танцую. А так как Чайковский написал Карабос — спасибо ему, он гений! Не танцевать под эту музыку — грех. При моём амплуа я никогда не попадал в пролог и в первый акт. Все партии, которые я танцевал в «Спящей красавице»: принц Фортюне, Голубая птица и принц Дезире — все появляются в третьем-четвёртом акте.
— Коля, ты — премьер Большого театра. Это положение. А оно к чему-то обязывает?
— Это борьба вечная. Бесконечная борьба.
— Всем известно, что солист Большого театра Цискаридзе ездит на метро. До сих пор? Почему?
— Ну, во-первых, это самый быстрый вид транспорта в Москве. Во-вторых, у меня никогда не было машины, и я никогда не сяду за руль.
— А как же любовь к скорости?
— Можно ездить с шофёром. Ощущение скорости я очень люблю.
— Коль, скажи, что тебе нужно для комфортной жизни, работы?
— … Комфорт. И все должно быть так, как я хочу. Удобно, близко, тихо. В работе у меня много претензий. Не люблю глупых и неталантливых людей. Не люблю, когда люди не понимают театра, жизни театральной. Не люблю, когда заходят на мою территорию.
— Ты совершенно не тусовочный человек, тебя почти не видно на светских раутах, мероприятиях. Удача и праздник, если ты куда-то пришёл.
— Если я где-то появляюсь, то это значит…
— Что что-то случилось.
— Да. Значит, в этой организации служит мой друг, товарищ, который меня пригласил. И я прихожу, чтобы повидать его.
— Но ты много ходишь в театры.
— Стараюсь, стараюсь много ходить, но у меня не всегда получается. Стараюсь быть на всех премьерах, на всех серьёзных концертах. Благодаря тому, что мне жизнь подарила, я перезнакомился со всеми моими кумирами, которыми всегда восхищался. Многие люди ко мне с теплотой относятся, приглашают на свои спектакли.
— Коля, что для тебя дом. Каким он должен быть?
— Дом поросёнка должен быть крепостью. Вот и всё… Там должно быть всё удобно, комфортно, мало вещей, тепло.
— Как ты отдыхаешь?
— Сплю.
— Что ты читаешь?
— Всегда по-разному. Мне важно настроение. Если есть настроение, когда нужно соображать, то это соображательная литература. Если нет настроения соображать, мне легче открыть любой глянцевый журнал. Детективы я не читаю, любовные романы тоже.
— Для артиста, артиста балета тем более, очень важно, чтобы на него ставили спектакли. Работать с постановщиком, создавать партию. К сожалению, из сегодняшнего поколения солистов Большого…
— Кроме меня, это ни кого не делали, да. Мне повезло. Например, Ролан Пети ставил на меня «Пиковую даму». Он сказал: «Не будет Германна, не будет никакого спектакля». Постановщику нужны не данные, нужно то, на что можно ставить.
— Индивидуальность.
— Да.
К сожалению, эту уникальную индивидуальность слишком мало используют в родном театре. Но об этом Коля обычно не говорит. Молчит. Как и том, над чем работает. Суеверный, как все балетные, боится сглазить. А о готовящейся премьере «Сна в летнюю ночь» Джона Ноймайера, молчит, думаю, потому, что обидно — живой классик нашего времени, Ноймайер полтора года назад ставил в Мариинском театре оригинальные балеты на сегодняшних реальных солистов. В Большой же приехал только для отбора исполнителей, ставят балет тридцатилетней давности его ассистенты.
— Коля, последний вопрос: тебе интересно работать над спектаклем, который сейчас готовят в театре, над «Сном»?
— Мне всегда интересно работать.
— Но ведь это не оригинальная постановка, это перенос, ставят не на тебя?
— Ну и что?
«Мне приятно, что именно я принял его в театр. Он — яркая индивидуальность, ни на кого не похожая. Я думаю, что на такого танцовщика сегодня в Большом театре надо делать специальные спектакли. Он — личность! Таких в мире немного».
Юрий Григорович
«Мне нравится Николай Цискаридзе. Он отлично танцевал у меня в «Пиковой даме». Можно сказать, принёс мне успех. И, что редко, он очень умный мальчик и со мной очень мил — просто друг настоящий».
Ролан Пети
«Николай — настоящий классический танцовщик, какие редко встречаются в наши дни».
Пьер Лаккотт
«Коле бог дал столько, что, мне кажется, он должен сделать ещё больше. Он словно рождён для классического балета».
Владимир Васильев
«В театре есть категория артистов, для которых театр — не только место работы, и даже не храм творчества, а форма существования. Здесь их творчество, их отдых, здесь их работа, их дом — иными словами театр становится смыслом их жизни. К таким артистам относится Николай Цискаридзе. Когда на сцене Цискаридзе, на него хочется смотреть — это главное качество танцовщика».
Вячеслав Гордеев
«Каждая эпоха выдвигает своего лидера по данным и внешнему облику. Много званых, мало избранных. Миссия Коли Цискаридзе — поднять балетное искусство на новую ступень».
Михаил Лавровский
Борис Тарасов ©, 2004, "Арбат-Престиж", январь-февраль 2005
Фото - Марк Коберт
Стиль - Михаил Манкевич
Приносим благодарность за помощь в организации фотосъемки Руководителю Пресс-службы Государственного академического Большого театра России госпоже Катерине Новиковой.
|