Мировое шоу «Короли танца» стартовавшее в прошлом году в Калифорнии, на четыре дня залетело в Москву, а затем, ненадолго — в Питер и в Пермь. Короли уехали, оставив в Большом театре царский подарок — одноактный балет «Урок» по одноименной пьесе короля абсурда Эжена Ионеско на музыку Жоржа Делерю.
Но, все по порядку. Проект, задуманный и осуществленный известным продюсером Сергеем Даниэляном, назван «Короли танца» не случайно. Все четверо танцовщиков, которые в нем участвуют — действительно царствуют: американец Итан Стифел и испанец Анхел Корейя — в Американском Балетном Театре, датчанин Йохан Кобборг — в Королевском балете Великобритании, а Николай Цискаридзе — в Большом театре. И не беда, что Кобборг перенес тяжелую травму и не смог выйти в одном из балетов программы. Его с огромным успехом заменил москвич Дмитрий Гуданов (а кто Король в Большом театре — можно и поспорить!).
Изощренная вязь балета Кристофера Уилдона на музыку Франца Шуберта в оркестровке Густава Малера «For Four» была создана специально для этого проекта. В нем четыре балетные звезды смогли продемонстрировать лучшие стороны своих дарований. Стильный и графичный американский принц Итан Стифел показал идеальные вращения и покорил изящными па де ша. Тонкий и изысканный Дмитрий Гуданов продемонстрировал нереальные взлеты и точнейшие заноски. Обладатель замечательных линий Николай Цискаридзе танцевал адажио, как всегда эффектно вынимая ногу в экарте. Испанец Анхел Корейя наповал уложил публику большими пируэтами «на пятачке» и сумасшедшими прыжками-разножками.
Вторая часть проекта была задумана как соревнование — каждый из Королей поочередно танцует один балет — «Урок» Флемминга Флиндта по пьесе Эжена Ионеско на музыку Жоржа Делерю. Судьба распорядилась иначе — Итан Стифел не вышел на премьеру в Калифорнии из-за травмы и до сих пор не выучил эту партию. Поэтому премьеру в Москве с успехом станцевал премьер Большого театра Сергей Филин, впрочем, как и девять лет назад, когда этот одноактный балет полулегально прошел в программе «Новогодних премьер» на сцене Большого и стал поворотным моментом в карьере танцовщика.
В соревновании трех оставшихся Королей с большим отрывом победил датчанин Йохан Кобборг. Если не знать, что другой датчанин Флемминг Флиндт поставил этот спектакль в 1963 году, можно подумать — балет ставился именно на Кобборга. Только ему оказалось под силу разобраться в этой изощренной психологической драме, вслед за абсурдистом Ионеско интерпретированной псевдореалистом Флиндтом. Фантастический Учитель-маньяк в исполнении гениального датчанина превратился в фигуру поистине фантасмагоричную.
В «Уроке» действующих лиц трое — Учитель, Ученица и Пианистка. Наверное, самыми удачными стали работы двух блестящих исполнительниц партии Пианистки — Илзе Лиепа и Ирины Зибровой. Абсолютно разные, но одинаково точные в актерских решениях, их садистки-героини были подстать фанатичным Учителям. Новые Ученицы Большого театра пока еще не совсем готовы погибнуть от руки своих педагогов. На мой взгляд, ближе всех подошла к образу балетной девочки-фанатки Нина Капцова.
Третье, концертное отделение шоу открыл тот же Йохан Кобборг в миниатюре «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси, поставленной Тимом Раштоном. Его чувственный и чуткий Фавн нежился и буквально переливался в солнечных лучах. Наверное, именно о такой пластической выразительности и музыкальности грезил великий Касьян Голейзовский.
После этого Анхел Корейя буквально взорвал зал джазовым соло «We got it good» на музыку Билли Стрейхорна и Дюка Эллингтона. Этот номер, поставленный Стентоном Уэлшэм, в исполнении Корейи казался импровизацией — настолько непринужденно классический танцовщик овладел джазовыми синкопами и настолько легко он «крутил» умопомрачительные большие пируэты и рассекал сцену в стремительных вихревых шене.
Затем Николай Цискаридзе усыпил публику пятнадцатиминутным «Кармен-соло» Ролана Пети на музыку Жоржа Бизе. Исполненный в свое время этуалью Опера де Пари Манюэлем Легри, этот номер покорял дерзостью и откровением. «Звезда» Большого театра демонстрировала себя в партии Хозе, манерно играла веером и не очень уверенно «крутила» пируэты, изображая Кармен, и потрясала плащом в роли Тореадора. Зрителям стало скучно — на харакири веером и на стрельбу глазами из-за веера на поклонах они не купились.
Ситуацию спас Итан Стифел. По-юношески светлый и чуть брутально харизматичный, он с одинаковым успехом танцует все — от махровой классики до Баланчина и модерна, снимается в кино и гоняет на мотоцикле. «Percussion IV» из цикла великого Боба Фосса «Dancing» Стифел обаятельно сыграл и буквально «пропел» на одном дыхании как гимн старому доброму бродвейскому мюзиклу.
Завершил грандиозное шоу традиционный «бис», где было все — и двойные туры в воздухе в сочетании с двойными пируэтами на полу Анхела Корейи, и блистающие двойные со де баски Итана Стифела, и фирменное жете ан турнан Николая Цискаридзе. Зал встал в едином порыве и восторженно вызывал Королей классического танца снова и снова.
Откроем маленький пикантный секрет — на самом деле Королей было не четверо и даже не пятеро. На самом деле Королей на сцене Большого театра в эти вечера было шестеро. В то время когда российский «Король» жеманно манипулировал веером и строил глазки, ему ассистировал безымянный юноша. Он выносил стул, подавал веер, подбирал плащ. Запомните имя этого совсем молодого, но безмерно талантливого танцовщика — Артем Овчаренко. В скором времени именно он станет Королем Большого театра, да пожалуй, и не только Большого… «Король умер, да здравствует король!».
Борис Тарасов
|