В XVII
и первой половине XVIII
века в балете царил мужчина. Недовольные женщины потеснили его, и весь век XIX прошел под знаком
балерины — сначала романтической, а потом и assoluta (абсолютной, совершенной). Лишь в начале XX столетия гениальный
Нижинский настоял на равноправии, а середине века Григорович и Бежар
окончательно сбалансировали женский и мужской танец. Легендарное «Лебединое
озеро» Метью Боурна, показанное на Чеховском фестивале, переворачивает
представление о традиционно женских темах в балете и доказывает, что мужскому
танцу тесно в установленных для него рамках.
Песня о мужской любви, созданная талантом лучшего
английского хореографа, в ноябре 1995 года буквально взорвала стены весьма
пуританского Театра Сэдлерс Уэллс, а затем в короткое время покорила весь мир.
История, которую рассказал Боурн, не была бредом или фантазией балетмейстера и
не возникла случайно — она имела глубокие корни и в жизни композитора
Чайковского, и в судьбе «безумного» баварского короля Людвига II, создававшего собственные лебединые
озера.
Рефлексирующий Принц Скотта Эмблера томился, покорно
выполняя дворцовые ритуалы, столь привычные для его матери — роскошной и
похотливой Королевы (Фионы Чедвик). А потом влюблялся, влюблялся отчаянно и
страстно, в непостижимого и брутального Лебедя Адама Купера. Ради этой партии
блистательный премьер Ковент-Гардена Купер на время оставил первую сцену
Великобритании и не прогадал. Рисковый, хулиганский, разящий зрителя наповал
Лебедь стал визитной карточкой харизматичного танцовщика и поднял его на Олимп
балетного мира.
А мир земной понял, что прекрасными птицами бывают не только
девушки, но и юноши. «Лебединое озеро» Боурна тут же стало культовым явлением
искусства, получило все возможные мировые награды, включая премию Лоренса
Оливье и «Тони», а Адам Купер был признан секс символом. Тираж видеокассет с
записью балета был раскуплен мгновенно, переиздание на DVD разошлось как горячие пирожки,
гастрольная версия постановки уже одиннадцать лет покоряет разные страны и
график расписан до 2010 года.
Благодаря Чеховскому фестивалю и Москва сподобилась
посмотреть мужское «Лебединое». Обошлось без эксцессов, видимо народ в России
стал терпимее — в то время как публика в ажиотаже ломилась в зал МХТ им.
Чехова, перед входом, к счастью, не стояли пикетеры с транспарантами и
священники не призывали «неверных» не ходить в «очаг разврата». Нужно сказать,
что на сцене МХТ им. Чехова не впервые показывают «нетрадиционные» балеты —
именно здесь когда-то мальчики из Helsinki
Dance Company вылетели на сцену в прозрачных
«шопеновках», явив шокированным зрителям полное отсутствие нижнего белья.
Шока от Боурновского спектакля у московского зрителя не
было, были безоговорочный успех и понимание, осознание серьезной философии
балета и восторг перед остроумными режиссерскими ходами и самобытной
хореографией. Не было и разочарования — легенда выдержала испытание временем,
декорации и костюмы Леза Брозерстона по-прежнему поражают воображение, новая
труппа хороша, а танцевальный язык Метью Боурна актуален, как и двенадцать лет
назад.
Многие сцены в этой
редакции 2004 года выглядят иначе, чем в записи, например, много изменений в
сцене бара Swank и абсолютно новый испанский танец. Но главное, что изменил
хореограф — образ Подруги, раньше она была более лиричной и ассоциировалась с
принцессой Дианой. После ее смерти, которую, Боурн фактически предсказал, он
решил не спекулировать на этой теме и изменил характер роли — придумал массу
гэгов и Подруга стала комическим персонажем.
Новые исполнители, конечно, далеки от эталонных, но не менее
интересны. Прежде всего, это волшебная
женщина Нина Голдман — в одном составе она предстала властной Королевой, в
другом — уморительной Подругой. Саррейн Кёртин — участница постановки 1996
года, ныне была идеальной Королевой. И, естественно, главные герои: Лебедь —
роковой и выразительный Томас Уайтхед и чуть менее роковой Саймон Уильямс,
Принц — романтичный и нервный Кристофер Марни и менее нервный и романтичный
Самюэл Плант.
Мужское «Лебединое озеро» исчезло с театральной карты
Москвы, оставив неизгладимый след, труппа Метью Боурна гастролирует в других
странах. Подарок Чеховского фестиваля навсегда запечатлен в сердцах. Ждем новых
подарков? Ведь у Боурна есть и умопомрачительные «Сильфида», «Золушка»,
«КарМен», да много еще чего!
PRS.ru, 25.06.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=3790 |