Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Балет

Мужское озеро

В XVII и первой половине XVIII века в балете царил мужчина. Недовольные женщины потеснили его, и весь век XIX прошел под знаком балерины — сначала романтической, а потом и assoluta (абсолютной, совершенной). Лишь в начале XX столетия гениальный Нижинский настоял на равноправии, а середине века Григорович и Бежар окончательно сбалансировали женский и мужской танец. Легендарное «Лебединое озеро» Метью Боурна, показанное на Чеховском фестивале, переворачивает представление о традиционно женских темах в балете и доказывает, что мужскому танцу тесно в установленных для него рамках.

Песня о мужской любви, созданная талантом лучшего английского хореографа, в ноябре 1995 года буквально взорвала стены весьма пуританского Театра Сэдлерс Уэллс, а затем в короткое время покорила весь мир. История, которую рассказал Боурн, не была бредом или фантазией балетмейстера и не возникла случайно — она имела глубокие корни и в жизни композитора Чайковского, и в судьбе «безумного» баварского короля Людвига II, создававшего собственные лебединые озера.

Рефлексирующий Принц Скотта Эмблера томился, покорно выполняя дворцовые ритуалы, столь привычные для его матери — роскошной и похотливой Королевы (Фионы Чедвик). А потом влюблялся, влюблялся отчаянно и страстно, в непостижимого и брутального Лебедя Адама Купера. Ради этой партии блистательный премьер Ковент-Гардена Купер на время оставил первую сцену Великобритании и не прогадал. Рисковый, хулиганский, разящий зрителя наповал Лебедь стал визитной карточкой харизматичного танцовщика и поднял его на Олимп балетного мира.

А мир земной понял, что прекрасными птицами бывают не только девушки, но и юноши. «Лебединое озеро» Боурна тут же стало культовым явлением искусства, получило все возможные мировые награды, включая премию Лоренса Оливье и «Тони», а Адам Купер был признан секс символом. Тираж видеокассет с записью балета был раскуплен мгновенно, переиздание на DVD разошлось как горячие пирожки, гастрольная версия постановки уже одиннадцать лет покоряет разные страны и график расписан до 2010 года.

Благодаря Чеховскому фестивалю и Москва сподобилась посмотреть мужское «Лебединое». Обошлось без эксцессов, видимо народ в России стал терпимее — в то время как публика в ажиотаже ломилась в зал МХТ им. Чехова, перед входом, к счастью, не стояли пикетеры с транспарантами и священники не призывали «неверных» не ходить в «очаг разврата». Нужно сказать, что на сцене МХТ им. Чехова не впервые показывают «нетрадиционные» балеты — именно здесь когда-то мальчики из Helsinki Dance Company вылетели на сцену в прозрачных «шопеновках», явив шокированным зрителям полное отсутствие нижнего белья.

Шока от Боурновского спектакля у московского зрителя не было, были безоговорочный успех и понимание, осознание серьезной философии балета и восторг перед остроумными режиссерскими ходами и самобытной хореографией. Не было и разочарования — легенда выдержала испытание временем, декорации и костюмы Леза Брозерстона по-прежнему поражают воображение, новая труппа хороша, а танцевальный язык Метью Боурна актуален, как и двенадцать лет назад.

Многие сцены в этой редакции 2004 года выглядят иначе, чем в записи, например, много изменений в сцене бара Swank и абсолютно новый испанский танец. Но главное, что изменил хореограф — образ Подруги, раньше она была более лиричной и ассоциировалась с принцессой Дианой. После ее смерти, которую, Боурн фактически предсказал, он решил не спекулировать на этой теме и изменил характер роли — придумал массу гэгов и Подруга стала комическим персонажем.

Новые исполнители, конечно, далеки от эталонных, но не менее интересны. Прежде всего, это волшебная женщина Нина Голдман — в одном составе она предстала властной Королевой, в другом — уморительной Подругой. Саррейн Кёртин — участница постановки 1996 года, ныне была идеальной Королевой. И, естественно, главные герои: Лебедь — роковой и выразительный Томас Уайтхед и чуть менее роковой Саймон Уильямс, Принц — романтичный и нервный Кристофер Марни и менее нервный и романтичный Самюэл Плант.

Мужское «Лебединое озеро» исчезло с театральной карты Москвы, оставив неизгладимый след, труппа Метью Боурна гастролирует в других странах. Подарок Чеховского фестиваля навсегда запечатлен в сердцах. Ждем новых подарков? Ведь у Боурна есть и умопомрачительные «Сильфида», «Золушка», «КарМен», да много еще чего!


PRS.ru, 25.06.2007



Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=3790
Категория: Балет | Добавил: bonny (08.02.2008)
Просмотров: 1325

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика