Юбилейное, пятнадцатое, вручение Приза «Бенуа де ла Данс 2007» в Большом театре и Гала-концерт «Звёзды Бенуа де ла Данс — лауреаты разных лет» обернулись убедительной победой французских танцовщиков. Этуали Опера де Пари лидировали и в номинациях, и на сцене — в концертных программах.
Первый вечер начался, как и положено, с церемонии вручения Призов «Бенуа» под невнятный конферанс Святослава Белзы. Известный шоумен и ведущий, как и всегда, лучезарно улыбался, делая вид, что хорошо разбирается в балете и современной хореографии. При этом, количество ошибок на минуту текста превышало все мыслимые границы, самыми безобидными из которых было постоянное перевирание фамилий исполнителей и постоянное путание па де де с адажио.
Призы достались достойным. Статуэтки за лучшую мужскую и женскую роли получили этуали Опера де Пари: бесподобная Элизабет Платель наградила Эрве Моро (Арман, «Дама с камелиями»), а брутальный Грегор Зейферт – Аньес Летестю (Тень, «Миражи»). Также в женской номинации отметили Светлану Лунькину за роль Мари в «Щелкунчике», что было ожидаемо. Приз за сценографию получил известный художник Карлос Гальярдо за балет «Буря» в Театро Сан-Мартин, Буэнос-Айрес.
Этуали Опера де Пари Мари-Аньес Жило и Матье Ганьо и солистка Мариинского театра Екатерина Кондаурова получили призы, присужденные им ранее. Лорану Илеру вручил Бенуа за «Путь в искусстве» сам Юрий Григорович. Сомнительной выглядела лишь главная номинация — как лучшего хореографа наградили Мартина Шлепфера за малоинтересный «Струнный квартет» в Балете Майнца. Этот приз вручал Борис Эйфман.
В Гала-концерте номинантов и лауреатов «гамбургский» отсчет открыл дуэт из балета «АндреОрия» Эдуара Лока в исполнении Эмили Козетт и Стефана Бюйона. Нервные пуанты и ломкие руки Козетт — очко в пользу парижан. А дальше произошло чудо, и россияне получили первое и единственное очко в свою пользу — на сцене появился феерический Андрей Меркурьев в «Адажио» Алексея Мирошниченко. Тонкий, рефлексивный, не совсем «от мира сего» Меркурьев — отдельное, ни на что не похожее явление в русском балете, а хореография Мирошниченко — плодотворная почва для его реализации.
Совершенно разочаровал великолепный «Средний дуэт» «раннего» Алексея Ратманского на музыку Юрия Ханона. В версии Екатерины Кандауровой и Ислома Баймурадова он превратился в невнятную кальку с первых и идеальных исполнителей (оговорюсь, — критика не касается Баймурадова, его танец не вызывает нареканий).
Еще три номера в исполнении парижских этуалей и еще три победы, три очка в пользу французского балета. Вместо дуэта из «Дамы с камелиями», который должны были танцевать новоявленные лауреаты Моро и Летестю, получившая травму, зрители получили невероятно роскошный подарок — мужской дуэт из балета «Пруст. Нетерпение сердца». Два изысканных красавца — Эрве Моро и Стефан Бюйон любили друг друга, прихотливо и непереносимо красиво сплетаясь в идеальной вязи хореографии Ролана Пети.
После па де де из «Сильфиды» Пьера Лакотта думаю, что Большому театру следует снять спектакль с тем же названием с репертуара, а солистам Большого — больше никогда не браться за это па де де. Невозможно описать кружевную технику лукавой чаровницы Изабель Сьяравола — Сильфиды, как нельзя вообразить более обаятельного, по-детски непосредственного и совершенного технически Джеймса, чем Матье Ганьо.
Ударом «под дых» уложила публику в нокаут и поставила жирную точку в концерте еще одна этуаль Опера де Пари — Мари-Аньес Жило. Мистический монолог из балета легендарной Каролин Карлсон «Символы» в исполнении Жило навеки запечатлеется в сердцах зрителей, как останутся в памяти ее нервно пульсирующие руки.
Ну, а завершилось Гала, по традиции, праздничным па де де из балета «Дон Кихот» в хореографии (по словам Белзы) Шарля Жюда. Думаю, что от подобного кощунства заворочались в гробах и Мариус Петипа и Александр Горский, не только публика в креслах. Праздника не получилось, как и финала, — солисты провинциального театра из Бордо и танцевали провинциально, не дотягивая до уровня концерта масштаба Большого театра и Церемонии «Бенуа». Впрочем, нельзя не отметить блестящие двойные фуэте Оксаны Кучерук — буквально, на «пятачке».
Гала-концерт «Звёзды Бенуа де ла Данс — лауреаты разных лет» стал своеобразным «отчетом» за 15 лет существования премии. Танцовщики из России, Франции и Китая доказали, что не зря получали Приз «Бенуа», и только ради подобного зрелища стоило превращать Премию в фестиваль.
Пропустим дуэт из балета «Кто есть кто?» Бориса Эйфмана и сразу обратимся к номеру «Осень. Ожидание», специально для «Бенуа» созданному и исполненному китайцем Ван Ди. Легкость и кошачья восточная пластика танцовщика, пластическая медитативность хореографии вдохновляли. Следующее за ним «Белое адажио» из «Лебединого озера» не вдохновляло совсем. Запомнились только поющие руки Эрве Моро, длящие мелодию Чайковского, и его бережное партнерство.
Главным событием вечера, да, думаю, и всего балетного сезона, стало появление прима-балерины мирового балета Ульяны Лопаткиной. Вместе со своим партнером Иваном Козловым она станцевала два номера: легендарное «Двухголосие» Бориса Эйфмана и впервые в России — не менее легендарное адажио из балета «Гибель розы» Ролана Пети. Стоп-кадр. Не ошибусь, если скажу, что впервые, быть может, Лопаткина обрела достойного партнера. Ее «плачущий дух», холодный рационализм и расчетливость, удивительные, но как ни странно, гармоничные, пересекаются с силой, красотой и клокочущей внутренней страстью Вани Козлова. Пересекаются и сливаются в Совершенстве, и создают Прекрасное, Вечное — то, что становится откровением, мифом. Катарсис. Дивой явилась на сцену Мари-Аньес Жило в одноименном номере гениальной Каролин Карлсон. Танцевать после самой Карлсон ее «хореографию XXI века» — само по себе подвиг, танцевать так, как это делает Жило — откровение. Искрометное «Па де де Чайковского», завершающее первое отделение концерта, откровением не стало. Повзрослевший Андриан Фадеев был утомлен и жестковат, а его партнерша Виктория Терешкина напоминала бы японских виртуозок, «оттарабанивающих» текст Баланчина как на экзамене, если бы не руки. Руки были «питерские».
Дуэт из балета Уильяма Форсайта «В середине, на возвышении» в исполнении петербуржки Екатерины Кондауровой и москвича Николая Цискаридзе вызвал недоумение — она суетилась, он скучал. Праздником стал другой дуэт — из «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера. Этуали Опера де Пари Изабель Сьяравола и Матье Ганьо танцевали, как дышали, как жили. Любовь и отстраненность, юность и зрелость, душа — все было в их танце.
Венцом Гала «Звёзды Бенуа де ла Данс» стало выступление Лорана Илера. Вместе с Манюэлем Легри он исполнил «Песнь странствующего подмастерья» Мориса Бежара. Этуаль Опера де Пари, Илер завершил свою карьеру танцовщика в феврале этого года. Его появление в Москве — прощальный подарок России, Премии «Бенуа» и величественное завершение «балетного Оскара», еще раз подтвердившее красоту и благородство французской школы балета.
Борис Тарасов
|