Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Балет

Российско-американские пороги

В год 200-летия российско-американских дипломатических отношений впервые в России пройдут гастроли Dance Construction Company Майды Визерс. Российско-американский проект «Переступить пороги», посвященный 30-летию Dance Construction Company увидят зрители Москвы, Архангельска и Красноярска.

Американский хореограф Майда Визерс хорошо известна политической направленностью своего творчества. И в России ее компания не впервые – во время празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга в 2003 году она представила «Танец Аврор» с участием Kannon Dance Company, в 2004 танцевала на месте первого лагеря эпохи ГУЛАГа на Соловецких островах в проекте «Соло-сферы», а в 2005 году показала с российскими и американскими танцорами перфоманс «ЛЕНИН» в музее Ленина в Красноярске.

В новом проекте «Переступить пороги» визуальные инсталляции несут исторический смысл, а танец рассказывает человеческую историю. Музыка – как мост между двумя этими мирами. Присутствие на сцене российских и американских танцоров создает напряжение и драматизм, уже принесшие произведению огромный успех.

В спектакле четыре части, и в каждой из них соревнуются живые танцовщики на сцене и видео на экране за ними. На чьей стороне будет «матч-пойнт», выигрыш по очкам, непонятно до самого финала. В первой части заняты Дженнифер Кларк Стоун, Меган Томпсон, Константин Гроусс, Анастасия Олейник, Николай Щетнев, Виталий Созонюк, Екатерина Жаринова.

Действие начинается с соло почти обнаженного Николая Щетнева, танцующего в серой солдатской шинели не по размеру – шинель сидит на нем как дом. Танцовщик и шинель двигаются, мечутся как поставленный на перемотку взрыв дома – серого, панельного, блочного. Музыка? Так звучит громкоговоритель, если его обмотать толстым свитером. Так мычит человек в подушку. Иногда прорываются обрывки многоголосных хоров – словно эхо принесло из леса. На видео в это время конусы-шапочки Соловецких монастырей протыкают предзакатное кровавое небо, – Майда ездила в период подготовки спектакля по местам ГУЛАГа. 

Строго сдержанная ярость танцовщиков синкопирована паузами пустоты, обмирания перед невидимым, грозным, темно мелькнувшим. Белые майки, черные шорты – вечные пионеры совдепии выстраивают своими телами забор вокруг «взорвавшегося» солдата в серой шинельке, еще ломающегося в отчаянном импровизированном соло. На видео мощный сжатый кулак совсем запутался в паутине. И темный профиль за толстой решеткой на фоне голубеющего неба достраивает вечный сюжет утраченной – временно- свободы. А во весь экран уже цепи и колючая проволока всевозможной толщины и плетения…

Во второй части танцуют сама Майда Визерс и Энтони Гонгора. За окном нависают гигантские зубчатые шестеренки, клацают железом – что бы еще перемолоть? – а эти двое, седая блондинка с пышным каре в маленьком черном платье и в галстуке и ее партнер ткут свой резкий, острый дуэт в комнате полосатого света, какой бывает от закрытых жалюзи в солнечный день. Если бы не знали, что речь идет о тюремной камере в Абу-Грейб, то решили бы – то частная жизнь двоих в полутьме, невидимая миру страсть под виолончельные капли и блюзовый голос печальной афроамериканской ундины. Но трио повествует о трагических событиях в тюрьме Абу Грейб, и предметы  костюма – галстук Майды и шелковый платок Энтони становятся поводком и повязкой, закрывающей глаза. На видео – фотографии из Абу Грейб и анимированные стальные скульптуры Фрэнка Вильямса.

Третью и четвертую части исполняют Dance Construction Company вместе с русскими танцовщиками. Третья часть – контактные дуэты за полупрозрачным полотном, на которое инсталлирован воинственно кричащий солдат в каске и плащ-палатке. Чистый танец импровизации, переосмысленный видеофоном вечного огня и торжественного караула. Мужчины и женщины в черном вытанцовывают потери и горе войны. На видео – фото  Арлингтонского кладбища, могилы неизвестного солдата в США и России, фотографии скульптур Второй мировой войны на Мамаевом кургане в Волгограде.

В четвертой части американские и российские танцовщики то и дело меняются ролями. Ключевое слово – resistance, сопротивление. Силовой танец, тяжелые, сконцентрированные тела учат сопротивляться самому неуловимому и быстроотравляющему – спертому, душному воздуху. Съемку современной Москвы танцовщики обживают, словно войдя в кадр – «10 долларов не лишние», казино «Мираж», реклама «Мегафона», «Аэрофлота», фирменная буква московского метро – здесь танцоры естественная часть видеопейзажа.

Русские танцовщики вместе с американцами выстроили в спектакле новые общие симптоматические жесты, общее инстинктивное бессознательное, бесцельный жест глобальной вашингтоно-московской улицы стал их индивидуальным знаком. Издалека казалось, что в Вашингтоне только штаб-квартиры и посольства, но там есть и танец, накапливающий, как микрорентгены, а потом пропускающий через себя телетайпные политинформации информагенств. В видеоверсии «Переступить пороги» Родина-мать и Статуя Свободы одного роста и смотрят друг на друга.

 

Майда Визерс: «Я поняла, что русским и американцам одинаково присущи глубокое чувство гордости и патриотизма. Благодаря этим качествам выигрываются сражения – как исторические, так и жизненные. В «Переступить пороги» русские и американцы вместе участвуют в перформансе, наполненном общим опытом жестокости войны, любовью к своей стране, жаждой свободы и горем  потерь».

PRS.ru,
26.04.2007


Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=180
Категория: Балет | Добавил: bonny (08.02.2008)
Просмотров: 833

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика