В год 200-летия
российско-американских дипломатических отношений впервые в России пройдут
гастроли Dance Construction Company Майды Визерс. Российско-американский проект «Переступить
пороги», посвященный 30-летию Dance Construction Company
увидят зрители Москвы, Архангельска и Красноярска.
Американский хореограф
Майда Визерс хорошо известна
политической направленностью своего творчества. И в России ее компания не
впервые – во время празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга в 2003
году она представила «Танец Аврор» с участием Kannon Dance Company, в 2004
танцевала на месте первого лагеря эпохи ГУЛАГа на Соловецких островах в проекте
«Соло-сферы», а в 2005 году показала с российскими и американскими танцорами
перфоманс «ЛЕНИН» в музее Ленина в Красноярске.
В новом проекте
«Переступить пороги» визуальные инсталляции несут исторический смысл, а танец
рассказывает человеческую историю. Музыка – как мост между двумя этими мирами.
Присутствие на сцене российских и американских танцоров создает напряжение и
драматизм, уже принесшие произведению огромный успех.
В спектакле четыре части,
и в каждой из них соревнуются живые танцовщики на сцене и видео на экране за
ними. На чьей стороне будет «матч-пойнт», выигрыш по очкам, непонятно до самого
финала. В первой части заняты Дженнифер Кларк Стоун, Меган Томпсон, Константин
Гроусс, Анастасия Олейник, Николай Щетнев, Виталий Созонюк, Екатерина Жаринова.
Действие начинается с
соло почти обнаженного Николая Щетнева, танцующего в серой солдатской шинели не
по размеру – шинель сидит на нем как дом. Танцовщик и шинель двигаются, мечутся
как поставленный на перемотку взрыв дома – серого, панельного, блочного.
Музыка? Так звучит громкоговоритель, если его обмотать толстым свитером. Так
мычит человек в подушку. Иногда прорываются обрывки многоголосных хоров –
словно эхо принесло из леса. На видео в это время конусы-шапочки Соловецких
монастырей протыкают предзакатное кровавое небо, – Майда ездила в период
подготовки спектакля по местам ГУЛАГа.
Строго сдержанная ярость
танцовщиков синкопирована паузами пустоты, обмирания перед невидимым, грозным,
темно мелькнувшим. Белые майки, черные шорты – вечные пионеры совдепии
выстраивают своими телами забор вокруг «взорвавшегося» солдата в серой
шинельке, еще ломающегося в отчаянном импровизированном соло. На видео мощный
сжатый кулак совсем запутался в паутине. И темный профиль за толстой решеткой
на фоне голубеющего неба достраивает вечный сюжет утраченной – временно-
свободы. А во весь экран уже цепи и колючая проволока всевозможной толщины и
плетения…
Во второй части танцуют
сама Майда Визерс и Энтони Гонгора. За окном нависают гигантские зубчатые
шестеренки, клацают железом – что бы еще перемолоть? – а эти двое, седая
блондинка с пышным каре в маленьком черном платье и в галстуке и ее партнер
ткут свой резкий, острый дуэт в комнате полосатого света, какой бывает от
закрытых жалюзи в солнечный день. Если бы не знали, что речь идет о тюремной
камере в Абу-Грейб, то решили бы – то частная жизнь двоих в полутьме, невидимая
миру страсть под виолончельные капли и блюзовый голос печальной
афроамериканской ундины. Но трио повествует о трагических событиях в тюрьме Абу
Грейб, и предметы костюма – галстук
Майды и шелковый платок Энтони становятся поводком и повязкой, закрывающей
глаза. На видео – фотографии из Абу Грейб и анимированные стальные скульптуры
Фрэнка Вильямса.
Третью и четвертую части
исполняют Dance Construction Company
вместе с русскими танцовщиками. Третья часть – контактные дуэты за
полупрозрачным полотном, на которое инсталлирован воинственно кричащий солдат в
каске и плащ-палатке. Чистый танец импровизации, переосмысленный видеофоном
вечного огня и торжественного караула. Мужчины и женщины в черном вытанцовывают
потери и горе войны. На видео – фото
Арлингтонского кладбища, могилы неизвестного солдата в США и России,
фотографии скульптур Второй мировой войны на Мамаевом кургане в Волгограде.
В четвертой части американские
и российские танцовщики то и дело меняются ролями. Ключевое слово – resistance, сопротивление.
Силовой танец, тяжелые, сконцентрированные тела учат сопротивляться самому
неуловимому и быстроотравляющему – спертому, душному воздуху. Съемку
современной Москвы танцовщики обживают, словно войдя в кадр – «10 долларов не
лишние», казино «Мираж», реклама «Мегафона», «Аэрофлота», фирменная буква
московского метро – здесь танцоры естественная часть видеопейзажа.
Русские танцовщики вместе
с американцами выстроили в спектакле новые общие симптоматические жесты, общее
инстинктивное бессознательное, бесцельный жест глобальной вашингтоно-московской
улицы стал их индивидуальным знаком. Издалека казалось, что в Вашингтоне только
штаб-квартиры и посольства, но там есть и танец, накапливающий, как
микрорентгены, а потом пропускающий через себя телетайпные политинформации
информагенств. …В видеоверсии
«Переступить пороги» Родина-мать и Статуя Свободы одного роста и смотрят друг
на друга.
Майда Визерс: «Я поняла,
что русским и американцам одинаково присущи глубокое чувство гордости и
патриотизма. Благодаря этим качествам выигрываются сражения – как исторические,
так и жизненные. В «Переступить пороги» русские и американцы вместе участвуют в
перформансе, наполненном общим опытом жестокости войны, любовью к своей стране,
жаждой свободы и горем потерь».
PRS.ru, 26.04.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=180 |