Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Балет

Рождение Снегурочки

В преддверии Нового года на сцене Московского Детского музыкального театра имени Н.И. Сац родилась Снегурочка. Дочь Мороза и Весны хороша собой, независима и ни на кого не похожа. Она свежа, молода и у неё всё впервые — новая музыка, новые костюмы и декорации, новая хореография.

Новостью стало и само появление балета «Снегурочка» — впервые в российской практике инициатором постановки спектакля стал не театр, а независимая организация. Региональный благотворительный общественный фонд «Российский Национальный Балет» был создан солистом Большого театра Ринатом Арифулиным и бывшим премьером Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Валерием Лантратовым для профессиональной помощи балетным труппам.

Фонд оказывает балетным коллективам разнообразную поддержку — от решения творческих и кадровых проблем артистического и педагогического составов, до разработки долгосрочной стратегии развития с учётом национальных и стилистических особенностей. И первым театром, с которым начал сотрудничество Фонд «Российский Национальный Балет», стал Московский Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац.

Не секрет, что уникальный, единственный в России Детский музыкальный театр переживает совсем не лучшие времена — недостаточное финансирование и отсутствие внимания со стороны государства влечет за собой постоянную текучку творческого состава, не говоря уже о целом букете других проблем. Фанаты своего дела, энтузиасты во главе с директором Виктором Проворовым и худруком балета Владимиром Кирилловым, не в силах сохранить лучших педагогов и танцовщиков — для этого в условиях рыночной экономики нужны средства, которых в театре нет.

Сотрудничество Детского музыкального театра имени Н.И. Сац и Фонда «Российский Национальный Балет» — попытка вывести балетную труппу театра из затяжного кризиса. Для работы были приглашены известный хореограф Иван Фадеев и ассистент балетмейстера, артистка Большого театра Наталья Выскубенко. Завершением первого этапа этой совместной работы и стала премьера балета «Снегурочка».

Театр Сац традиционно не чужд новизне — не счесть мировых премьер опер и балетов, впервые увидевших свет именно на этой сцене. Поэтому и предложение Фонда «Российский Национальный Балет» — пригласить для создания спектакля молодого композитора Владимира Соколова было встречено в театре с энтузиазмом. На сюжет пьесы-сказки Александра Николаевича Островского «Снегурочка» Соколов сочинил очаровательную современную музыку, пронизанную темами старинных русских обрядов и народных праздников.

Либретто балета написали заведующая литературной частью Детского музыкального театра Роксана Сац-Карпова и постановщик балета Иван Фадеев. А известная театральная художница Ксения Шимановская создала удивительные кружевные, наполненные светом и воздухом декорации, и одела героев спектакля в яркие и сказочные русские одежды.

Хореография Ивана Фадеева всегда остро современна, точна, порой гротескна, порой — виртуозна. Такими были все его постановки в Русском камерном балете «Москва» — «Смотрины», «Золотой петушок», «Алиса». Не стала исключением и нынешняя «Снегурочка», только вот хореограф вырос и многому научился — его почерк стал определеннее, режиссерские решения смелее, хореографическая лексика богаче.

Огромную работу с артистами балета провел Иван Фадеев и ассистент балетмейстера Наталья Выскубенко — неровная и довольно рыхлая труппа выровнялась и почти безукоризненно выполняла все остроумные и достаточно сложные задумки хореографа. Стоит особенно отметить всех исполнителей ролей Скоморохов — им досталась самые трудные и виртуозные пластические партии.

Одна из серьезных проблем балетной труппы Детского музыкального театра имени Н.И. Сац — отсутствие сильных и хорошо выученных солистов-личностей. Правда, думаю, это беда не только этого театра. Поэтому логичным выглядит решение Ивана Фадеева пригласить на партию Леля ведущего солиста Большого театра Яна Годовского. Удивительно, что только в хореографии Фадеева, на мой взгляд, Годовский, работающий с ним не в первый раз, раскрывается полностью. Довольно сухой и рациональный танцовщик, очень «правильный», точный и отстраненный, в постановках Ивана Фадеева как будто сбрасывает внешнюю оболочку, раскрывается и становится самим собой — где-то озорным и обаятельно веселым, где-то тонким, думающим и трепетно нервным. Лель Яна Годовского — абсолютно новая страница биографии танцовщика, его победа, обещающая очень многое.

Чудесной Снегурочкой стала Надежда Твердохлебова — шаловливой, открытой, девически чистой и нежной. Ее Мизгирь — Сергей Татаркин лишь в какие-то моменты смог приблизиться к образу, задуманному балетмейстером. Да и его танцы оставляли желать лучшего. Прямо противоположная ситуация с Купавой Елены Музыки — слишком много экспрессии, чересчур много актерской игры, не всегда внятной. Излишний апломб и наигрыш были не в состоянии скрыть недостатки хореографического образования и беспомощность танцевальной техники. То же, к сожалению, можно сказать и об исполнителях партий Мороза — Олеге Монтоеве и Весны — Эльвире Мавлютовой. Нехватка профессиональных данных и школы мешали созданию образов.

Доброе слово нужно сказать о музыкальном руководителе постановки и дирижере Константине Хватынце — преодолевая все мыслимые и немыслимые сложности, оркестр под его руководством попытался исполнить блестящую партитуру созданную Владимиром Соколовым насколько возможно близко к оригиналу.

Первый опыт сотрудничества Фонда «Российский Национальный Балет» и Московского Детского музыкального театра имени Н.И. Сац оказался успешным. Балетная труппа театра под руководством талантливого хореографа Ивана Фадеева сделала первый шаг к постижению нового хореографического языка, а зрители получили яркий, красочный, веселый и мудрый спектакль.


Россия, 2007



Источник: http://www.russianews.ru/archive/pdfs/2007/51/11-51-2007.pdf
Категория: Балет | Добавил: bonny (08.02.2008)
Просмотров: 2316

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика