В
преддверии Нового года на сцене Московского Детского музыкального театра имени
Н.И. Сац родилась Снегурочка. Дочь Мороза и Весны хороша собой, независима и ни
на кого не похожа. Она свежа, молода и у неё всё впервые — новая музыка, новые
костюмы и декорации, новая хореография.
Новостью
стало и само появление балета «Снегурочка» — впервые в российской практике
инициатором постановки спектакля стал не театр, а независимая организация. Региональный
благотворительный общественный фонд «Российский Национальный Балет» был создан
солистом Большого театра Ринатом Арифулиным и бывшим премьером Московского
Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Валерием
Лантратовым для профессиональной помощи балетным труппам.
Фонд
оказывает балетным коллективам разнообразную поддержку — от решения творческих
и кадровых проблем артистического и педагогического составов, до разработки
долгосрочной стратегии развития с учётом национальных и стилистических
особенностей. И первым театром, с которым начал сотрудничество Фонд «Российский
Национальный Балет», стал Московский Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац.
Не
секрет, что уникальный, единственный в России Детский музыкальный театр
переживает совсем не лучшие времена — недостаточное финансирование и отсутствие
внимания со стороны государства влечет за собой постоянную текучку творческого
состава, не говоря уже о целом букете других проблем. Фанаты своего дела,
энтузиасты во главе с директором Виктором Проворовым и худруком балета Владимиром
Кирилловым, не в силах сохранить лучших педагогов и танцовщиков — для этого в
условиях рыночной экономики нужны средства, которых в театре нет.
Сотрудничество
Детского музыкального театра имени Н.И. Сац и Фонда «Российский Национальный
Балет» — попытка вывести балетную труппу театра из затяжного кризиса. Для
работы были приглашены известный хореограф
Иван Фадеев и ассистент балетмейстера, артистка Большого театра Наталья
Выскубенко. Завершением
первого этапа этой совместной работы и стала премьера балета «Снегурочка».
Театр
Сац традиционно не чужд новизне — не счесть мировых премьер опер и балетов,
впервые увидевших свет именно на этой сцене. Поэтому и предложение Фонда «Российский
Национальный Балет» — пригласить для создания спектакля молодого композитора Владимира Соколова было встречено
в театре с энтузиазмом. На сюжет пьесы-сказки Александра Николаевича Островского
«Снегурочка» Соколов сочинил очаровательную современную музыку, пронизанную
темами старинных русских обрядов и народных праздников.
Либретто
балета написали заведующая литературной частью Детского музыкального театра
Роксана Сац-Карпова и постановщик балета Иван Фадеев. А известная театральная
художница Ксения Шимановская создала удивительные кружевные, наполненные светом
и воздухом декорации, и одела героев спектакля в яркие и сказочные русские
одежды.
Хореография
Ивана Фадеева всегда остро современна, точна, порой гротескна, порой — виртуозна.
Такими были все его постановки в Русском камерном балете «Москва» — «Смотрины», «Золотой петушок», «Алиса». Не стала
исключением и нынешняя «Снегурочка», только вот хореограф вырос и многому
научился — его почерк стал определеннее, режиссерские решения смелее,
хореографическая лексика богаче.
Огромную работу с артистами
балета провел Иван
Фадеев и ассистент балетмейстера Наталья
Выскубенко — неровная и довольно рыхлая труппа выровнялась и почти
безукоризненно выполняла все остроумные и достаточно сложные задумки
хореографа. Стоит особенно отметить всех исполнителей ролей Скоморохов — им
досталась самые трудные и виртуозные пластические партии.
Одна из серьезных проблем
балетной труппы Детского
музыкального театра имени Н.И. Сац — отсутствие сильных и хорошо выученных
солистов-личностей. Правда, думаю, это беда не только этого театра. Поэтому
логичным выглядит решение Ивана Фадеева пригласить на партию Леля ведущего солиста Большого театра Яна
Годовского. Удивительно, что только в хореографии Фадеева, на мой взгляд,
Годовский, работающий с ним не в первый раз, раскрывается полностью. Довольно
сухой и рациональный танцовщик, очень «правильный», точный и отстраненный, в
постановках Ивана Фадеева как будто сбрасывает внешнюю оболочку, раскрывается и
становится самим собой — где-то озорным и обаятельно веселым, где-то тонким,
думающим и трепетно нервным. Лель Яна Годовского — абсолютно новая страница
биографии танцовщика, его победа, обещающая очень многое.
Чудесной Снегурочкой стала
Надежда Твердохлебова — шаловливой, открытой, девически чистой и нежной. Ее
Мизгирь — Сергей Татаркин лишь в какие-то моменты смог приблизиться к образу,
задуманному балетмейстером. Да и его танцы оставляли желать лучшего. Прямо
противоположная ситуация с Купавой Елены Музыки — слишком много экспрессии,
чересчур много актерской игры, не всегда внятной. Излишний апломб и наигрыш
были не в состоянии скрыть недостатки хореографического образования и
беспомощность танцевальной техники. То же, к сожалению, можно сказать и об
исполнителях партий Мороза — Олеге Монтоеве и Весны — Эльвире Мавлютовой.
Нехватка профессиональных данных и школы мешали созданию образов.
Доброе слово нужно сказать о
музыкальном руководителе постановки и дирижере Константине Хватынце —
преодолевая все мыслимые и немыслимые сложности, оркестр под его руководством попытался
исполнить блестящую партитуру созданную Владимиром Соколовым насколько возможно
близко к оригиналу.
Первый опыт сотрудничества Фонда «Российский
Национальный Балет» и Московского Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
оказался успешным. Балетная труппа театра под руководством талантливого
хореографа Ивана Фадеева сделала первый
шаг к постижению нового хореографического языка, а зрители получили яркий,
красочный, веселый и мудрый спектакль.
Россия, 2007
Источник: http://www.russianews.ru/archive/pdfs/2007/51/11-51-2007.pdf |