Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Балет

Семейный балет

Нечасто балетные театры балуют зрителя новыми постановками для детей. Кроме традиционного «Чиполлино» 1980-х годов, да утренних «Щелкунчиков» и не припомнишь ничего. Не принимать же всерьез «шедевры» Детского музыкального театра имени Натальи Сац! Премьеру Натальи Касаткиной и Владимира Василева «Маугли» можно смотреть только детям, хотя и это спорно — говорят ведь, что для детей «нужно делать так же как для взрослых, только лучше»…

«Маугли» Театра классического балета Касаткиной и Василева тоже нельзя воспринимать всерьез, как, впрочем, и все их последнее «творчество». Театр давно и довольно далеко ушел как от классики, так и от шедевров. Но последний опус семейного тандема превзошел самые смелые ожидания. Балетмейстеры-новаторы 1970-х годов полностью впали… в детство.

Театр классического балета — Классбалет, созданный в свое время легендарным Игорем Моисеевым, прославился, в основном, благодаря гениальным солистам, время от времени залетавшим в репзал на Неглинной. Александр Годунов, Станислав Исаев, Ирек Мухамедов, Галина Шляпина, Светлана Смирнова, Галина Степаненко, Владимир Малахов — кого здесь только не было! Шли годы, звезды улетали к новым горизонтам, а худруки — «мама и папа», как их называют за глаза, продолжали штамповать продаваемую за рубежом (классическую) и непродаваемую (авторскую) продукцию в расчете на новые дарования. Но если под уникального Владимира Малахова имело смысл переделывать даже традиционную хореографию, то на нынешних «премьеров» Классбалета не стоит и оригинальной создавать.

Впрочем, оригинальным спектакль «Маугли» Касаткиной и Василева, нельзя назвать ни с какой стороны. Судите сами — сюжет уже в балете использовался, музыка «второго Моцарта» Алекса Прайера не то что не оригинальна, а мягко скажем, вторична, о «хореографии» просто промолчим. Но бизнес есть бизнес, Семья хочет кушать, сын-директор должен реализовывать государственные денежные средства и отчитываться перед Комитетом по культуре, а невестка-балерина требует новых партий. И престарелые худруки сушат порох в пороховницах и раскладывают очередной пасьянс.

Вот рецепт очередного шедевра от Касаткиной и Василева: берем бестселлер всех времен, пишем по нему маловразумительное либретто (да кому это важно — и так все знают!), приглашаем собственного племянника, живущего в Англии, написать музыку (заодно и PR на исторической родине), для сценического оформления используем талантливого художника (обертка на конфетке важнее содержимого!), из второстепенного персонажа делаем главного (невестку же надо показать!), а хореография — уж как пойдет.

Сюжет «Маугли» Редьярда Киплинга и, правда, все знают, не уверен только, что согласятся с его трактовкой либреттистами и балетмейстерами Касаткиной и Василевым. Чего стоит одно трио почти в финале балета — Маугли выбирает между матерью и волчицей! Мать (Вилина Савкина) здесь почти не важна, ей и остаются только попытки сочетать движения классического экзерсиса с «индийскими» ручками и ножками. А вот Волчица Ракша должна быть на первом плане, впрочем, как и каждая жена директора, наверное. Полина Кырова грудью встает на защиту маленького Маугли, что и не мудрено, в его роли — ее собственный сын Коля Василев, а в вышеупомянутом трио сладострастно изгибается, очевидно, демонстрируя материнскую любовь к Маугли взрослому.

Юный Коля беспомощно мечется по сцене, вызывая слезы умиления у бабушки и дедушки — постановщиков семейной копродукции, отважно отгоняет мощного мускулистого Тигра Шер-Хана (Максим Герасимов) движениями, отдаленно напоминающими приемы карате, а потом, бесцеремонно растолкав малышей-волчат, приникает к той самой материнской груди. Впрочем, по-матерински к нему относятся все персонажи, не только Мать-волчица, да и как иначе? Директорского дитенка постоянно носят на руках и поднимают на верхние поддержки, благо — легко, маленький ведь. Блестящий премьер труппы Владимир Муравлев в роли неуклюжего Медведя Балу беспорядочно бегает по джунглям и отечески шлепает мальчика Колю по попке, что, скорее всего, должно обозначать «Наставления Балу», как сказано в либретто. Правда, по полуголой попке Балу шлепает и игривого взрослого Маугли, но выглядит это уже совсем не отечески. Других «Наставлений» в балете вовсе нет, как нет и всей линии воспитания мальчика-отрока-юноши мудрым Балу и хитрой Багирой.

Нужно сказать, что и сам взрослый Маугли выглядит довольно странно — вместо сына джунглей на сцене женственный и манерный фаворит Касаткиной и Василева Николай Чевычелов. Его высокие гран батманы, экарте за уши, поперечные шпагаты, оттопыренные пальцы в пор де бра и вечно полуоткрытый рот утомляют уже в начале балета, а концу начинают раздражать.

Комично поведение нового Маугли — жеманные жесты «уйди, противный!» в сцене загадочной «Песни Бандар-Логов» (бывших в оригинале мартышками-бандерлогами) были бы органичны скорее на сцене гей-клуба, чем в балетном спектакле. На боковой лесенке трогательно висит белый платочек, которым «премьер» жеманно вытирает пот в паузах между танцами. Особенно неестественно выглядят у Николая Чевычелова жалкие усилия «изобразить страсть» в дуэтах с Девушкой Агнией (Натальей Огневой).

Но дети, думаю к счастью, не поймут этих нюансов. Они увидят и радостно узнают предателя Шакала Табаки (виртуозная и точная работа ветерана театра Сергея Белорыбкина), мощного и сильного Коршуна Чиля (Ришат Юлбарисов), Дикообраза Саги (Ирина Гришина), смешно бегающего на пуантах и внезапно оказывающегося мамой маленького дикообразика. Кстати, дети в конце балета рождаются у всех героев, даже у роскошной и, к сожалению, редко появляющейся в спектакле, пантеры Багиры (Алена Подавалова). Семейный спектакль, все же!

Только подлинный триумфатор премьеры, неизвестно откуда взявшийся очаровательный голубой Слоненок (Алексей Прядкин), виртуозно крутивший пируэты в начале и в конце первого действия балета, остается без потомства. Но, может, ему и не надо? Остроумный костюм Слоненка порадует не только детей, но и их родителей, как, впрочем и все интересно решенные костюмы и оригинальные декорации талантливого художника театра Елизаветы Дворкиной.

Осталось только похвалить блестящие оркестр и хор Московского театра «Новая опера» и посочувствовать их невольной участи «придворных музыкантов» в «домашнем спектакле» Натальи Касаткиной и Владимира Василева.

  

Борис Тарасов
 

Россiя, 2007, № 27

Категория: Балет | Добавил: bonny (08.02.2008)
Просмотров: 1646

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика