Вернувшись в реконструированное историческое здание, Московский
академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.
Немировича-Данченко, словно вдохнув свежего воздуха, одну за другой выпускает
интересные премьеры. Но нынешняя вызвала удивление – театр решился расстаться
со своей визитной карточкой – «Евгением Онегиным», созданным еще Станиславским.
Именно с этой постановки 1922 года начался Музыкальный театр. Спектакль
студии в Леонтьевском переулке, шедший под рояль в зале с «архитектурной аркой
и четырьмя большими мраморными колоннами», позже был перенесен на большую
сцену, где подновлялся и «освежался» в течение семидесяти лет.
Не одно поколение
певцов выросло на «Онегине» Станиславского, а знаменитые арка и колонны –
основа сценографического решения, стали не только символом спектакля, но и
всего театра. И вот обветшавшие символы сданы в музей, оставшись легким
призраком в новом оформлении Давида Боровского (это одна из последних работ
большого мастера). Обветшавшие исполнители главных партий переведены режиссером
Александром Тителем на партии возрастные, а обросшая штампами музыка должна
предстать в своем первозданном, «свежем» звучании. О новой постановке
рассказывает главный дирижер театра Феликс Коробов:
– Феликс, Вы ведь не успели постоять за пультом
«исторического» «Евгения Онегина»?
– Да, этим спектаклем я не
дирижировал. Конечно, я знаю, я его видел, играл как виолончелист – тоже здесь.
Для меня это вообще первое обращение к «Онегину».
– Насколько новый спектакль будет отличаться от
постановки Станиславского?
– Это очень сложный вопрос,
тяжелый. Дело в том, что история «Онегина» очень своеобразна и сама по себе
интересна. В нашем сознании эта опера настолько знаковая, как «Лебединое озеро»
в балете, что мы забываем о том, что когда «Онегин» появился на сцене, то это
была революция. революция в опере, в оперном искусстве. Чайковский перевернул
многие представления об оперном театре и о том, что должно быть на сцене.
Недаром он говорил, что отдаст «Онегина» только в консерваторию. Он хотел,
чтобы этот спектакль пели незаштампованные артисты, чтобы это было ближе к
студийности, чем к имперскому театру. С тех пор прошло много лет и «Онегин»
стал визитной карточкой русской оперы, превратившись именно в такой большой,
качественный, с многочисленными наслоениями традиций, «имперский» спектакль.
Все знают обо всех возможных ферматах в партии Ленского, хотя лично Чайковским
выписаны всего две. Масса всего традиционного, шедшего на всех сценах и
передающегося из постановки в постановку. И забывается главное слово, употреблявшееся Чайковским в
момент написания этой оперы. Оно неожиданно возникло в письме к брату: «Я
напишу прелестную оперу». И дальше в течение месяца во всех письмах: «Я
написал прелестный квартетик: две старушки и две девочки», «Я написал прелестную
сцену»... И вот эту прелесть партитуры я хочу передать. Главное для меня было –
посмотреть на партитуру свежим взглядом, попытаться идти от музыки. Не то, к
чему все привыкли, что все знают, а посмотреть как на только что написанное
произведение. Как будто бы не было всех этих лет и традиций, превратившихся в
штампы. А удалось, не удалось – посмотрим. Хотелось сделать такой свежий,
искренний и современный спектакль. революционность, которая была у Чайковского
возможна сейчас только если постановка будет искренней и современной.
Современной по общению персонажей, не по выпеванию заученных фраз, а именно по
общению.
– А режиссер, Александр Титель, с Вами согласен?
– Да, мы идем в одном направлении.
– Новый «Онегин» будет сильно отличаться от
«исторического»?
– Да, конечно, потому что прежняя постановка была
традиционной, она была обусловлена многими факторами, и оформлением, и всем
остальным. Это абсолютно другой спектакль. И сценически прежде всего. Абсолютно
новая сценография – это последняя работа Давида Боровского, который успел
сделать всю подготовительную работу, до макета. На мой взгляд это один из самых
гениальных его макетов – с одной стороны классичность (мы не играем «Онегина» в
джинсах, мы играем его в той эпохе), а с другой – феноменальное ощущение
театра. То есть «Онегин», идущий в театре. И это дает свежесть и живость, тот
воздух, который должен быть на сцене.
– Феликс, в новой постановке и исполнители новые? Свежие?
– В основном да. Вся молодежь в спектакле – новая, я имею в
виду Онегина, Ольгу, Ленского, Гремина, Татьяну. Многие из них пришли в театр
вообще после пожара и реконструкции и не выходили на старую сцену. Все
консерваторские ребята, которые, как нам кажется очень подходят к нашему
«Онегину». Почти то, о чем мечтал Чайковский. Те, кто пели раньше Татьян,
сейчас перешли на старших Лариных.
– Какая сюжетная линия станет доминирующей в Вашей
постановке? Ведь есть разные варианты?
– Давайте поговорим об этом немножко поближе к премьере.
Пока рановато... Если Титель расколется, пусть расскажет...
– Боюсь, что не расколется...
PRS.ru, 25.04.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=124 |