
– Игорь, как возникла идея воплощения «Парфюмера» в
музыкальном жанре?
– Идея мюзикла появилась давно. Я познакомился с этой
книгой, когда она еще не была издана в России – мой приятель-книгоман, очень
хороший художник Саша Веревкин, предложил мне прочитать «Парфюмера» в
электронном виде. Тогда, в 1997-98 году никто еще в России не слышал ни
«Парфюмере», ни о Зюскинде. Вот с того времени я и ходил под впечатлением от
этих образов, что-то пробовал. Ведь когда я пишу песни, я тоже подпитываюсь
какими-то литературными произведениями. Даже в самую простую песню ты
вкладываешь более глубокий смысл, черпая из литературы, из каких-то жизненных
ситуаций. Это помогает и обогащает собственное творчество.
– Вашим соавтором стал поэт Юрий Рыбчинский?
– Идея этого мюзикла меня все больше и больше увлекала, я
все больше загорался, и стал выяснять, кто из наших поэтов смог бы это сделать?
И в итоге я обратился к моему старому соавтору, другу – Юрию Рыбчинскому,
который живет и творит в Киеве. О нем очень много можно рассказывать, в песенном
жанре он никогда не дает паузы, он постоянно в работе. На мое предложение, он,
с большим трудом прочитав роман, сказал: «Подожди, но я должен его полюбить,
этого Гринуя, этого негодяя, чтобы из меня полились какие-то строки. Я должен в
него вселить искру не только от дьявола, но и божью. Ведь это, в своем роде,
Моцарт своего времени». И мы стали исходить из понятия «гений». Можно сказать о
Гринуе, что он гений? Можно. Потому что создать запах, который покорил мир –
это как музыка, как поэзия. Он как Моцарт, как Пушкин, как Паганини. То есть
скрипачей много, а Паганини один, композиторов много, а Моцарт почему-то
остался в истории один. А в его тени – великие: Рамо, Сальери и многие, не буду
перечислять всех. Гринуй, я думаю, тоже многих оставил в тени и мы стали
приравнивать его к таким же гениям в искусстве. И только благодаря этому мы
вышли на какую-то концепцию рок-оперы. Мы решил, что этот гениальный парфюмер
должен всем объяснить, ради чего он пошел на эти преступления. И люди должны
его жалеть или ненавидеть, или полюбить, в конце-концов, потому, что мы считаем
– гений всегда носит в себе долю злодейства.
– Когда это было?
– Это было года три назад. Я попросил Рыбчинского сделать
два-три номера, чтобы я мог что-то сочинить. Он сделал и у нас получились
отдельные композиции, которые позже вошли в мюзикл. И буквально год всего, как
мы сели и стали сочинять целиком – от начала и до финала. К этому времени книга
стала продаваться и тема оказалась очень интересной массам, каждый что-то
находит в этом произведении. Кто-то говорит: «Гениально!», кто-то говорит: «Фу,
какая мерзость!», но все равно – он прочитал. А потом, когда услышал, что уже
снят фильм, я стал быстрее работать – назрело, востребованная тема требовала
выхода.
– То есть, в мае Вы представите «Парфюмера» публике, но в
концертном исполнении?
– Сейчас речь не идет о постановке мюзикла, это – уже
следующий этап. Бог знает, может на Бродвее заинтересуются этой музыкой. Но,
чтобы кого-то заинтересовать, я должен сам сделать. Отдавая свое произведение
театру, ты все равно отдаешь его на растерзание какой-то коммерции. А я
отношусь к «Парфюмеру» больше как к опере, серьезному жанру, а не как к шоу.
Уже были попытки обращения к роману Зюскинда, в Москве, по-моему, постановки
три-четыре было. Каждый что-то хочет из него вынести и, как правило, это
получается все-таки шоу. Они год покрутились и заглохли, ничего уже нет. У меня
немножко другое – каждый номер из нашего «Парфюмера» я могу петь всю жизнь. Это
не сиюминутное на злобу дня произведение, там каждый номер отвечает состоянию,
которое сопровождает нас. Это глубокое, философское понимание запахов, а ведь
запахи – это и звуки, звуки – это живопись, живопись – это наука, наука – это
все... Все взаимосвязано. – А кто станет Парфюмером?
– В 22 мая я сам буду исполнять заглавную партию, но не
входя в образ, буду показывать музыку. Потому что Парфюмера на сегодняшний день
нет. Во всяком случае из тех, кого я знаю, кого я послушал – нет. Здесь нужны
многие компоненты творческие – голос, внешность, это очень важно, и, конечно,
внутренний мир. И пока его арии буду исполнять я, у рояля.
– И напоследок – о чем Ваш «Парфюмер»?
– О любви... Только
любовь... Когда Парфюмера в сцене суда спрашивают: «Ты – зверь, ты изувер,
убийца, ради чего ты все это делал?». Он отвечает: «Ради любви, ради любви»...
PRS.ru, 18.05.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=108 |