Мстислав Ростропович. Ему только что исполнилось восемьдесят
и недавно его юбилей праздновали в Кремле. Чей еще день рождения праздновали
там? К кому еще на праздник собираются члены королевских фамилий Европы?
Мальчик из Баку, легко получивший от жизни все, о чем только можно мечтать,
через несколько дней найдет успокоение на Новодевичьем кладбище.
Он был очень добрым и бесконечно трудолюбивым, всегда
«помнящим родство» и умеющим сострадать, сострадать даже сильным мира сего. Его
любили все, невозможно было не любить – интеллигентного, скромного, умного,
трогательного и неловкого. Для всего мира он останется «Славой, Славочкой» –
иначе его не называл никто. Помню, когда он вернулся в Россию и нас знакомили,
на робкое: «Очень приятно, Мстислав Леопольдович», он ответил: «Дитя, меня
зовут Слава».
В последнее время Ростропович стал иконой – его именем
называли школы, конкурсы, фонды. Его общественная деятельность била ключом и
щедро вознаграждалась российским правительством, заглаживающим роковую ошибку,
совершенную их предшественниками в 1969 году. Тогда самый известный советский
музыкант вместе с супругой приютили у себя на даче опального писателя
Александра Солженицына. Реакция последовала незамедлительно – Ростропович и
Вишневская были высланы из страны и лишены советского гражданства.
Шаг был неверным – блистательный виолончелист тут же
приобрел ореол мученика и изгоя. И, конечно, потрясающую бесплатную рекламу во
всем мире. Ростроповича тут же стали рвать на части, приглашая выступать на
лучших площадках, с лучшими оркестрами и дирижерами, записываться на крупнейших
студиях. Родина ошибку осознала и начала заманивать звездную чету обратно, суля
немыслимые блага. «Славочка» был готов вернуться, но мудрая Галина Павловна не
разрешила.
Только с перестройкой, в 1990 году, поверив Горбачеву, они
приехали в Россию. В новую Россию – новые Ростропович и Вишневская, уже не
советские музыканты, а всемирные звезды, имеющие другие гражданства и владения
в разных странах. Бывший виолончелист и бывшая примадонна. Ибо время
безжалостно – Ростроповичу было уже 63 года и, отложив виолончель, он встал за
дирижерский пульт.
Природа скупа и, одарив человека талантом, не дает
распыляться – никогда ни один выдающийся музыкант, переменив род занятий, не
был успешен в ином жанре. И Ростропович не стал Дирижером, встав за пульт –
дирижерская палочка в его руках не стала смычком, уводящим в глубины
подсознания и заставлявшим взмывать в космос. Это осталось в прошлом, ныне мы
услышали профессионального, корректного и скучного «кондуктора». Не стал
Ростропович и педагогом – великие Личности самоценны, их дар не передается ни
по наследству, ни в учебном классе. После него не останется учеников, как не
осталось их после Мравинского, Когана, Каллас.
После Ростроповича останется
доброе имя и удивительные записи его виолончели, поющей человеческим голосом.
Человечным остался в нашей памяти и сам «Славочка» – «забронзовев», он не
перестал быть Человеком, умеющим не только говорить – сбивчиво, но глубоко, но
и слушать. И слышать, что важнее. И помогать, помогать всем...
PRS.ru, 27.04.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=457 |