Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Музыка

Ростропович помянул Шостаковича

Великий музыкант впервые за восемь лет выступил в России

100-летний юбилей Дмитрия Шостаковича в этом году необычайно широко отмечают не только в мире, но и в нашей стране. Празднования приняли государственный масштаб, когда в день рождения гениального композитора, одновременно произошли два выдающихся события — концертное исполнение оперы «Леди Макбет Мценского уезда» под руководством Геннадия Рождественского в Большом театре и юбилейный концерт под руководством Мстислава Ростроповича в Большом зале консерватории. Последнее оказалось более пафосным.
Концерта Ростроповича ждали долго. Приезжая в Россию по различным поводам, личным и связанным с делами Центра оперного пения его супруги Галины Вишневской, музыкант не выступал в Москве восемь лет. А Славочку, как называют Ростроповича не только близкие люди, у нас очень любят. За выдающийся в прошлом талант виолончелиста, за обаяние, за щедрость и простоту. Русский он, свой. Таким запомнился.
В нынешний приезд, организованный Московской государственной филармонией, Москва увидела другого Ростроповича. Старого, сильно сдавшего за последние годы, растерявшего обаяние и простоту. Щедрость осталась — весь сбор от юбилейного концерта и свой гонорар Ростропович передал в специально учрежденный музыкантом Фонд им. Шостаковича для поддержки студентов и аспирантов Московской консерватории.
Большой зал консерватории был оцеплен и окружен секьюрити задолго до начала концерта. Возбужденные любители музыки атаковали кордоны, но прорваться не смогли — мероприятие было протокольным. За оцепление пропускали лишь машины с правительственными номерами и счастливцев с пригласительными билетами.
Каждый счел своим долгом отметиться на событии года — Олег Табаков и Марина Зудина, баронесса Катерина Гечмен-Вальдек, Петр Фоменко и Иосиф Райхельгауз, политики, деятели искусства. Сати Спивакова целовалась с Кагеном Шахгалдяном, а сам маэстро Владимир Спиваков радостно пожимал ему руку. Одиноко прогуливался Сергей Мазаев, ожидая кого-то. Михаил Швыдкой и Игорь Костолевский пробирались через служебный вход. Галина Павловна Вишневская торжественно восседала в почетном шестом ряду. Начало концерта задержали на 25 минут.
Вступительное слово Министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова было совсем не кратким и довольно путанным. Основной темой «доклада» была попытка связать непростую судьбу композитора с Большим залом консерватории и доказать близость Ростроповича и Шостаковича, о чем присутствующим было известно и без него.
Первый концерт для скрипки с оркестром посвященный Давиду Ойстраху, открывший концерт, стал, несомненно, самым ярким впечатлением вечера. Выдающийся скрипач Виктор Третьяков, ученик легендарного Юрия Янкелевича, почти позабытый в России, в очередной раз продемонстрировал блестящее мастерство и «думающую» манеру исполнения, способность извлекать душу из скрипки. И, конечно, виртуозность — четвертая часть концерта — Бурлеска, искрилась и поражала воображение.
После антракта прозвучала Восьмая симфония Шостаковича, посвященная гениальному дирижеру Евгению Мравинскому, под управлением которого она и увидела свет в этом же зале 63 года назад. Тогда она произвела сенсацию. В этот вечер сенсации не получилось. Нет, Государственный академический симфонический оркестр России, уже несколько лет пестуемый Марком Горенштейном, звучал прекрасно.
Сказалось другое — возраст и усталость маэстро Мстислава Ростроповича. Не прозвучало то, что великий композитор хотел передать своей музыкой: «Жизнь прекрасна. Все темное, мрачное сгинет, уйдет, восторжествует прекрасное». Не сгинуло, не восторжествовало, не хватило сил. Как, в свое время, когда начинающему композитору Ростроповичу, впервые услышавшему эту музыку, не хватило сил продолжать сочинять.
Время не подвластно даже гениям, с возрастом великие музыканты тоже становятся немощными. Да и что греха таить, никогда гениальный виолончелист Ростропович не был достойным дирижером. Это была просто попытка убежать от неминуемой старости. Не убежал. Хотя внешними свидетельствами триумфа может оставаться доволен — цветов и оваций было в достатке. Да и банкет после концерта закатили роскошный.

РБК daily, 26 сентября 2006

Категория: Музыка | Добавил: bonny (08.02.2008)
Просмотров: 945

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика