Ярким завершением музыкальной программы Чеховского фестиваля
стал спектакль-трансформер Робера Лепажа
«Опера нищих».
Один из хедлайнеров нынешнего Чеховского
фестиваля Робера Лепаж поставил свою Busker's Opera в канадском театре Ex Machina по мотивам ставшей уже
хрестоматийной «Оперы нищих» Джона Гея и
Кристофа Пепуша. Не тронув оригинального текста Джона Гея, Лепаж перенес
действие в наше время, в мир шоу-бизнеса, и на основе музыки композитора XIIIV века Пепуша создал
суперсовременное действо, оставляющее далеко позади нынешние мюзиклы.
Такого Россия еще не видела и такого в России
быть не может. У нас нет ни этих актеров, ни школы, способной их воспитать.
Уникальные актеры-хамелеоны, равно блестяще владеющие вокалом, танцем,
актерским мастерством и, одновременно, с легкостью играющие на нескольких
музыкальных инструментах, водятся только за границей. Впрочем, нет в России и
подобных режиссеров.
Лепаж не только режиссер, он и
художник-постановщик «Оперы нищих», создатель уникальной декорации трансформера
— двух телефонных, по-английски красных будок, способных превращаться то в
тюрьму, то в богом забытое луизианское кафе, то в будуар. В спектакле
преображается буквально все: рояль становится Dj-пультом, за которым самозабвенно
и профессионально микширует музыку Полли, или подиумом на котором поет Мисс
Дайана, или, наконец, смертным одром, где Мэкхит получает свою последнюю
«дозу». А одно из действующих лиц спектакля — перемещающийся плазменный экран, выполняющий множество функций,
плавающий по сцене во всех направлениях, который служит переводчиком, используется
как реквизит, показывает увеличенные изображения актеров и, в какой-то
момент, становится игровым автоматом в Лас-Вегасе.
«Опера нищих» — чисто
вокальное действо, в котором трансформируются даже музыкальные формы — дуэт
«Проклятие сопровождает женскую любовь» легко превращается в квартет. Здесь эклектично
перемешаны все музыкальные жанры, от аранжированной старинной музыки до джаза
и еврейских мелодий, от ska до рэпа. Исполнители виртуозно владеют каждым, свободно
переходя от джазовой фортепианной пьесы к отвязному
рэп-монологу. Или, как Дженни-Малина — от легкомысленного дуэта с Мэкки в стиле
диско к соло на саксофоне, а потом и к трагедийному блюзовому зонгу «Когда
любимого будут судить».
Прима спектакля — Люси,
третья женщина Мэкки, знойная иудейка, виртуозно играющая на скрипке. Ее голос
украсит любую оперную сцену мира, ее меццо-сопрано легко перемещается от
классических фиоритур к кантри и року. Одна из вершин спектакля — дуэт соперниц Полли и Люси, в котором
они предстают соответственно еврейкой и арабкой, а их вокальная перебранка
в соответствующей музыкальной обработке, где слышны характерные национальные мотивы,
выглядит не вполне политкорректной.
Уличный барабанщик в начале спектакля возносится на вершину
славы, став участником известной рок группы. Король жизни Мэкки в конце
спектакля становится барабанщиком, исступленно стучащим в огромный бубен
Судьбы, аккомпанируя финальному ансамблю героев. Исполнители были достойны восторженных
оваций, устроенных им зрителями. Необходимо назвать их всех — это Фредерик Бедар,
Мартин Беланже (он же стал и музыкальный руководителем постановки), Жюли Фэнер,
Клер Жиньяк, Фредерик Лебрасер, Вероника, Макдисси-Уоррен, Стив Норманден, Марко
Пулен и Жан Рене.
Не спорю, смотреть этот спектакль было нелегко даже
профессионалам. Но ведь никто и не обещал им «легкой жизни». Первые двадцать
минут действие напрягало, и самые неподготовленные зрители покинули зал. А
жаль! Они не увидели и не услышали главные хиты мюзикла — роскошный дуэт Пичема
и Локкита «Какие же мы мужчины?» в стиле старого доброго джаза и неподражаемую Guest Star — диву из казино «Мисс
Дайану», исполнившую блистательное соло с модуляциями от оперного вокала до
откровенной попсы.
И абсолютно не прав Константин Райкин, после спектакля
экспромтом сочинивший афоризм: «И на Лепаже бывает лажа». Лажа, уважаемый
Константин Аркадьевич, это когда люди занимаются не своим делом, например,
способный актер берется за режиссуру. А вот когда за дело берется такой
супер-профи, как Лепаж, лажи быть не может.
PRS.ru, 19.07.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=6748 |