Борис Тарасов

Форма входа

Категории раздела

Интервью
Интервью разных лет с совершенно разными людьми
Большой
О Большом театре, премьерах и людях
Балет
О самых разных балетах и театрах балета
Мариинка
О Мариинском театре
Стасик
О Московском Музыкальном театре
Музыка
Об опере, мюзикле и музыке вообще
Театр
Про театр драматический и людей театра
Книги, выставки и т.д.

Мои тексты

Главная » Статьи » Музыка

Микс-трансформер

Ярким завершением музыкальной программы Чеховского фестиваля стал спектакль-трансформер Робера Лепажа «Опера нищих».

Один из хедлайнеров нынешнего Чеховского фестиваля Робера Лепаж поставил свою Busker's Opera в канадском театре Ex Machina по мотивам ставшей уже хрестоматийной  «Оперы нищих» Джона Гея и Кристофа Пепуша. Не тронув оригинального текста Джона Гея, Лепаж перенес действие в наше время, в мир шоу-бизнеса, и на основе музыки композитора XIIIV века Пепуша создал суперсовременное действо, оставляющее далеко позади нынешние мюзиклы.

Такого Россия еще не видела и такого в России быть не может. У нас нет ни этих актеров, ни школы, способной их воспитать. Уникальные актеры-хамелеоны, равно блестяще владеющие вокалом, танцем, актерским мастерством и, одновременно, с легкостью играющие на нескольких музыкальных инструментах, водятся только за границей. Впрочем, нет в России и подобных режиссеров.

Лепаж не только режиссер, он и художник-постановщик «Оперы нищих», создатель уникальной декорации трансформера — двух телефонных, по-английски красных будок, способных превращаться то в тюрьму, то в богом забытое луизианское кафе, то в будуар. В спектакле преображается буквально все: рояль становится Dj-пультом, за которым самозабвенно и профессионально микширует музыку Полли, или подиумом на котором поет Мисс Дайана, или, наконец, смертным одром, где Мэкхит получает свою последнюю «дозу». А одно из действующих лиц спектакля — перемещающийся плазменный экран, выполняющий множество функций, плавающий по сцене во всех направлениях, который служит переводчиком, используется как реквизит, показывает увеличенные изображения  актеров и, в какой-то момент, становится игровым автоматом в Лас-Вегасе.

«Опера нищих» — чисто вокальное действо, в котором трансформируются даже музыкальные формы — дуэт «Проклятие сопровождает женскую любовь» легко превращается в квартет. Здесь эклектично перемешаны все музыкальные жанры, от аранжированной старинной музыки до джаза и еврейских мелодий, от ska до рэпа. Исполнители виртуозно владеют каждым, свободно переходя от джазовой фортепианной пьесы к отвязному рэп-монологу. Или, как Дженни-Малина — от легкомысленного дуэта с Мэкки в стиле диско к соло на саксофоне, а потом и к трагедийному блюзовому зонгу «Когда любимого будут судить».

Прима спектакля — Люси, третья женщина Мэкки, знойная иудейка, виртуозно играющая на скрипке. Ее голос украсит любую оперную сцену мира, ее меццо-сопрано легко перемещается от классических фиоритур к кантри и року. Одна из вершин спектакля — дуэт соперниц Полли и Люси, в котором они предстают соответственно еврейкой и арабкой, а их вокальная перебранка в соответствующей музыкальной обработке, где слышны характерные национальные мотивы, выглядит не вполне политкорректной.

Уличный барабанщик в начале спектакля возносится на вершину славы, став участником известной рок группы. Король жизни Мэкки в конце спектакля становится барабанщиком, исступленно стучащим в огромный бубен Судьбы, аккомпанируя финальному ансамблю героев. Исполнители были достойны восторженных оваций, устроенных им зрителями. Необходимо назвать их всех — это Фредерик Бедар, Мартин Беланже (он же стал и музыкальный руководителем постановки), Жюли Фэнер, Клер Жиньяк, Фредерик Лебрасер, Вероника, Макдисси-Уоррен, Стив Норманден, Марко Пулен и Жан Рене.

Не спорю, смотреть этот спектакль было нелегко даже профессионалам. Но ведь никто и не обещал им «легкой жизни». Первые двадцать минут действие напрягало, и самые неподготовленные зрители покинули зал. А жаль! Они не увидели и не услышали главные хиты мюзикла — роскошный дуэт Пичема и Локкита «Какие же мы мужчины?» в стиле старого доброго джаза и неподражаемую Guest Star — диву из казино «Мисс Дайану», исполнившую блистательное соло с модуляциями от оперного вокала до откровенной попсы.

И абсолютно не прав Константин Райкин, после спектакля экспромтом сочинивший афоризм: «И на Лепаже бывает лажа». Лажа, уважаемый Константин Аркадьевич, это когда люди занимаются не своим делом, например, способный актер берется за режиссуру. А вот когда за дело берется такой супер-профи, как Лепаж, лажи быть не может.


PRS.ru, 19.07.2007



Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=6748
Категория: Музыка | Добавил: bonny (08.02.2008)
Просмотров: 1356

Поиск

Статистика

Яндекс.Метрика