Ушел еще один. Нынешняя весна началась со смертей – Михаил
Ульянов, Борис Ельцин, теперь вот Кирилл Лавров. Люди одного поколения, члены
одной партии, крупные политики и руководители, они и уходят одновременно.
Уходят, исчезая с горизонта, название которому – российский политический театр.
Как говорят, последними публичными словами Кирилла Лаврова
стали вот эти, записанные в день похорон Ельцина: «Каждого человека мы
оцениваем по тем добрым делам, которые он сделал для каждого из нас лично, а
для меня Ельцин сделал очень много. Он нас и поддержал, и помог встать на ноги
(я имею в виду Международную театральную конфедерацию), наконец, он просто
по-человечески хорошо ко мне относился. Это был удивительный человек –
противоречивый, сложный, однако это была целая эпоха, наша история. Вообще,
русскому народу свойственно все быстро забывать, но Ельцина забывать никак
нельзя: он пусть и с ошибками, какими-то перехлестами, но действительно много
сделал для России. Иногда за него было стыдно, иногда мы им гордились, однако
это был неординарный человек».
Удивительным был и Кирилл Лавров, удивительным и
неординарным. Талантливым, сложным и противоречивым. Такими же были и его герои
в театре и кино: Синцов в «Живых и мертвых» Константина Симонова, Иван в
«Братьях Карамазовых» Достоевского, Болингброк в «Стакане воды» Скриба и целая
вереница других, более или менее значительных. Завещанием воспринимается сейчас
его Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» – последняя экранная работа. Совсем
старый и беспомощный Лавров в роли прокуратора Иудеи успел сказать то, что
думал, то, что пережил сам – когда ты «достиг высшей власти», самое время
задуматься о том, чего она стоила, для чего нужна и нужна ли вообще.
Понтий Пилат не мог найти покоя и был наказан бессмертием,
вновь и вновь переживая то, что совершил. Народный артист СССР, президент
Международной конфедерации театральных союзов и художественный руководитель
Санкт-Петербургского Большого драматического театра Кирилл Лавров покой обрел –
он умер дома, в своей постели...
Почему так – Михаил Ульянов, Борис Ельцин, Кирилл Лавров? У
них много общего: все трое выполняя социальный заказ, прекрасно исполняли
идеологически верные, «правильные» роли. Но играли в политическую рулетку
наверняка – точно знали как высока будет ставка. Все трое достигли высшей
власти: один получил ведущий московский театр и руководство крупнейшим
творческим союзом, второй получил главный питерский театр и под него была
создана виртуальная, но хорошо обеспеченная финансово Театральная конфедерация.
Ну, а третьему достался самый крупный куш – театр, называемый Россия, в котором
все мы – актеры. Играя по-крупному, эти эти актеры по калибру не имели себе
равных, а в жизни умели оставаться простыми и доступными людьми, со своими слабостями
и пристрастиями. Вспоминая Лаврова, например, питерцы никогда не забудут как
сохранял он дух БДТ после кончины Георгия Товстоногова и как яростно и
самозабвенно болел за родной питерский «Зенит», не пропуская почти ни одного
матча.
Перефразирую Кирилла Лаврова и адресую ему его же слова:
«...пусть и с ошибками, какими-то перехлестами, но действительно много сделал
для России. Иногда за него было стыдно, иногда мы им гордились, однако...»
забыть не сможем. Ибо с Лавровым кончилась эпоха. Эпоха российского
политического театра.
Газета "Пресс-секретарь" - PRS.ru, 27.04.2007
Источник: http://www.prs.ru/articles/?id=432 |